Архитектурная подсветка фасада храма

Архитектурная подсветка храма

Освещение культовых зданий, придерживаясь основных правил и приемов архитектурной подсветки, обладает определенными особенностями.

Храмовая (сакральная) архитектура занимает особое место в зодчестве. В традициях храмовой архитектуры созданы одни из самых монументальных и величественных сооружений, возведенных человечеством за тысячелетия своей истории. Культовые объекты служат символом гармонии, упорядоченности мира, величия божественного замысла. Это место духовной силы для людей с религиозным сознанием. И в то же время храмовые объекты, как правило, являются памятниками архитектуры, произведениями искусства, имеющими важное культурно-историческое значение. Православные церкви служат ключевыми фигурами, доминантами всего городского пространства.

Задачи освещения

Освещение культовых зданий, придерживаясь основных правил и приемов архитектурной подсветки, обладает определенными особенностями. Его задача — создать светоносный образ храма, к которому обращены взоры людей, подчеркнуть возвышенность сооружения. Внутри храмов искусственная подсветка заменила живой огонь. Полумрак, приглушенный свет, который излучают настенные бра и люстры-паникадила, а также мерцание свечей создают особую атмосферу спокойствия, смирения перед замыслом Творца.

Продукция

Светильник настенный светодиодный однолучевой IP67, 27-33 Вт

Мы поможем подобрать светильники на ваш объект

Эмоциональной атмосфере внутри храма должна соответствовать и световая среда вокруг него. Архитектурное освещение церкви не терпит ничего яркого, кричащего, чрезмерного. Перед светодизайнерами стоит задача корректно и точно «увязать» наружную подсветку с символикой отдельных частей сооружения и всего храма в целом. Нужно отметить, что освещение храмов имеет как эстетические, так и сугубо утилитарные задачи. Оно не только подчеркивает красоту и статус объекта, но и улучшает видимость, ориентацию в пространстве, повышает безопасность и визуальный комфорт многих людей, посещающих службы ранним утром или вечером, а также ночные праздничные богослужения.

Варианты освещения

Как и во всем архитектурном освещении, в подсветке храмов есть два основных направления. Свет либо помогает воспроизвести дневной облик объекта, либо создает особый, уникальный и неповторимый ночной образ, в котором выделены самые значимые и интересные архитектурные элементы. Реализовать эти подходы позволяют различные виды освещения, приятые в современной практике архитекторов и дизайнеров.

Общее заливающее освещение — самый простой вариант, когда мощные прожекторы, установленные на земле или подставках, заливают светом либо фасад, либо (при круговом обзоре) все стороны здания.

Локальное (акцентирующее) освещение подчеркивает отдельные декоративно-пластические детали, выразительные фрагменты сооружения, а также элементы благоустройства окружающей территории (газоны, цветники, пешеходные дорожки). Иногда ключевые элементы, чтобы привлечь к ним особое внимание, даже выделяются другим цветом. Акценты могут быть сделаны на окнах, карнизах, арках, колоннах, балконах, куполах, крестах, на колокольне или звоннице, на входе с фасадной иконографией. Для локальной подсветки используют настенные, грунтовые светильники и прожекторы небольшой мощности, а также приборы, размещенные на декоративных опорах.

Фоновая заливка направляется с заднего плана, подчеркивая монументальный контур здания.
Как правило, эти варианты используются не в «чистом виде», а в различных сочетаниях, когда заливающее освещение комбинируется с локальной подсветкой, а фоновая заливка дополняется световыми акцентами. Это позволяет передать общую объемно-пространственную форму здания и точечно выделить его главные достоинства.

Требования к освещению

При всей своей специфике наружная подсветка храмов подчиняется тем же нормам, что и прочие архитектурные объекты. В СНиП 23-05-95 (раздел «Архитектурное, витринное и рекламное освещение») указаны лишь основные световые параметры и правила.

  • Средняя яркость фасада — до 10 кд/м2, элементов ландшафта — не выше 4 кд/м2.
  • Освещенность площадки перед входом в здание — 6 лк, пешеходных дорожек, аллей — 3-4 лк.
  • Индекс цветопередачи не ниже 80 Ra
  • Степень защиты светильников от окружающей среды не менее IP65.
  • Светильники мощностью более 150 Вт должны иметь светоэкранирующие устройства для защиты от ослепления пешеходов
  • Светильники, установленные на земле, оборудуются защитными декоративными кожухами.

Источник

Как правильно организовать подсветку храма

Как правильно организовать подсветку храма

Архитектурное освещение храмов позволяет показать всю красоту убранства церковных зданий в вечернее и ночное время суток, подчеркнуть историческую ценность памятников архитектуры и выразительность вновь возведенных зданий.

Читайте так же:  Форд фокус 3 подсветка салона настройка

В первую очередь разрабатывают концепцию архитектурного освещения в виде дизайн-проекта. Определяют, какие именно здания будут подсвечиваться, какие фасады необходимо сильнее выделить светом. Основное внимание обычно уделяют фасадам зданий, которые выходят на главные дороги, ведущие к храму, или открываются наблюдателю с обзорных видовых точек.

Разработка дизайн-проектов позволяет еще на начальном этапе до закупки светотехнического оборудования определить, как будет выглядеть храм в темное время суток и в случае необходимости произвести необходимые корректировки. Дизайн-проектами могут быть предусмотрены различные режимы работы осветительной установки: праздничный, повседневный и дежурный.

При разработке концепции архитектурного освещения храмов используют несколько приемов освещения: общее заливающее, локальное заливающее и акцентное освещение. Выбирают способ исходя из особенностей архитектуры храма.

Общее заливающее освещение позволяет выделить светом все здание. Этот прием позволяет свести к минимуму вмешательство в устройство фасадов храмов, что особенно важно при работе с памятниками архитектуры. При этом слепящее действие прожекторов сводится почти на нет благодаря использованию прожекторов со специальной оптикой и насадками. Общее заливающее освещение обычно реализовывают с помощью опор освещения различной высоты, на которых устанавливается определенное количество прожекторов.

Локальное заливающее освещение применяется для выделения отдельных частей фасада, при этом приборы устанавливают непосредственно на фасаде здания.

Акцентное освещение используется при выделении светом определенных архитектурных элементов, украшающих храм.

Проецирование изображений на сам объект. Основное освещение выключается, включают прожекторы проекционного освещения. Этот прием очень эффектен. Он может быть использован во время праздничных служб и мероприятий.

После выполнения дизайн-проекта проводят светотехнические расчеты. Они очень важны, т.к. позволяют точно рассчитать необходимую яркость света и определить оптимальное число, мощность и расположение световых приборов. Расчеты проводятся в специализированных программах и позволяют достаточно точно определить необходимое количество световых приборов, уровень освещенности и яркости объекта. Важно не забыть о деталях: например, для предотвращения загрязнения прожекторов птицами используют специальные антиприсадочные устройства.

После того, как расчеты освещенности выполнены, необходимо нанести размещение световых приборов на план, чтобы специалистам по монтажу было понятно, в каком месте и как именно они должны быть установлены.

В итоге, по желанию заказчика может быть разработана проектная документация, которая будет включать в себя: пояснительную записку с описанием объекта и приемов освещения, дизайн-проекты, светотехнические расчеты, расстановку светотехнического оборудования, таблицу с углами нацеливания световых приборов, спецификацию осветительного оборудования.

После разработки концепции освещения и дизайн-проектов начинается закупка оборудования. Важно приобрести именно ту технику, которая предусмотрена проектом, т.к. в случае замены есть риск, что оборудование не будет работать должным образом, и на фасадах возникнут пересвеченные либо недосвеченные места. Это связано, в первую очередь, с различным светораспределением приборов. Вторым отрицательным фактором замены оборудования является низкое качество дешевой техники, которая быстро выходит из строя и требует постоянных затрат на эксплуатацию. Поэтому при закупке светотехнического оборудования следует придерживаться спецификации проектной документации.

В заключение хотелось бы отметить, что задача архитектурного освещения храмов и церковных сооружений достаточно сложна, поэтому доверять ее следует профессионалам.

Василев И.М., ООО «СветоДизайнПроект».

Журнал «Церковный Строитель» №2 9 2011 г .

Источник

Необычные церкви и религиозные объекты мира с фасадным освещением

Хатльгримскиркья

Лютеранская церковь Хатльгримскиркья в Рейкьявике (Исландия) — один из самых необычных религиозных объектов в мире. Она является самым высоким строением в столице (75 метров) и видна из любой точки города. Архитектор хотел сделать здание похожим на вырывающуюся из вулкана лаву. Ночью фасад освещается с помощью расположенных у основания церкви светильников с направленными на поверхность здания лучами.

Спас на Крови

Спас на Крови в Санкт-Петербурге, открытый в 1907 году, — один из известнейших православных храмов России. Яркий фасад здания выполнен в русском стиле и в некоторой степени подражает московскому Собору Василия Блаженного. Храм возводился с использованием новых на тот момент технологий и был полностью электрифицирован 1700 электролампами. Подсветка фасада здания призвана выделить яркие черты архитектуры храма. Она осуществляется с помощью 100 светильников, расположенных на опорах и крышах соседних зданий.

Наша компания занимается производством оборудования для архитектурной подсветки. Узнать подробнее

Мечеть Шейха Зайда

Мечеть Шейха Зайда в Абу-Даби (ОАЭ) – одна из самых больших и красивейших в мире. Она занимает площадь в 12 гектаров. При освещении команда специалистов столкнулась с рядом сложностей. Главной из них стал поиск светового оборудования, устойчивого к высокой температуре и воздействию песка. Фасад мечети освещает 600 светильников, некоторые из них по размерам напоминают холодильники. Помимо этого, вокруг здания расположены 22 башни с 15 лампами на каждой из них. Одним из сложных элементов подсветки является проекция облаков на поверхность мечети, для этого использовано 500 приборов. 4 станции программирования в каждом углу здания запускают световое шоу со всех сторон.

Читайте так же:  Не работает регулировка подсветки golf 4 1998

Саграда Фамилия

Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства) в Барселоне (Испания) – одна из известнейших достопримечательностей мира и узнаваемая работа гениального архитектора Антонио Гауди. Строительство здания растянулось более, чем на 100 лет по двум причинам. Во-первых, сложность изготовления каменных блоков конструкции, во-вторых, финансирование проекта только посредством пожертвований частных лиц. Для фасада храма использована динамическая архитектурная подсветка, которая ярко высвечивает здание со всех сторон и меняет цвет фасада.

Собор Пресвятой Девы Марии

Собор Пресвятой Девы Марии в Бразилиа (Бразилия) был построен в стиле модернизма. Фасад выполнен из 16 гиперболоидных колонн, которые символизируют руки, поднятые к небу. Акцентная подсветка позволяет выделить колонны светом и придать зданию еще более футуристический облик.

Кристальная (Хрустальная) мечеть

Кристальная мечеть в городе Куала-Тренгану (Малайзия) является поистине уникальной. Для ее строительства использовались стекло и железобетон, что само по себе является неожиданным архитектурным решением для мусульманского религиозного объекта. Мечеть оснащена динамической подсветкой, запрограммированной на изменение цветов. Благодаря необычному освещению и водной поверхности возле здания мечеть выглядит волшебно!

Пагоды Солнца и Луны

Пагоды Солнца и Луны в городе Гуйлинь (Китай) днем выглядят вполне традиционно. Отличительной особенностью является подводный переход, соединяющий пагоды между собой. С наступлением ночи сооружения буквально преображаются. Символизирующая солнце пагода подсвечивается теплым золотистым светом, в то время как пагода Луны выделяется белым холодным. Завораживающее зрелище!

Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Здание собора Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве выполнено в стиле неоготика. Он является крупнейшим католическим собором в России. Ночью благодаря архитектурной подсветке здание выглядит еще более величественно, чем днем. При освещении были использованы светильники, разработанные специально для поверхностей из красного кирпича.

Источник

Подсветка храмов и церквей

Религиозные традиции и особенности архитектуры требуют особого отношения к освещению храмов и церквей. Индивидуальный подход, тщательная проработка вариантов и целостность создаваемой световой композиции — эти принципы составляют основу световых решений церквей и религиозных храмов.

Совмещение многообразия архитектурных подходов и целостной композиции церкви определяет для светотехников серьезную задачу, а пути ее решения лежат в совмещении целого комплекса светотехнических приемов.

Общий подход к освещению храмов

Главной задачей светотехника при освещении храма выступает необходимость передать возвышенность и святость освещаемого объекта. Заливающий свет куполов, звонниц и крестов хорошо подчеркивает устремление к небу, а высокий световой поток и небольшие габариты светодиодных прожекторов выполняют эту задачу без мешающего акцента на осветительных приборах.

Из общих приемов подсветки религиозных сооружений следует выделить несколько основных факторов, использование которых дает возможность создать грамотную световую картину:

заливающий свет фасадов сооружения формирует общую картину здания, без акцентов на его деталях;

контурное освещение подчеркивает основные формообразующие моменты зданий;

отдельные архитектурные особенности и декоративные элементы здания выделяют с помощью скрытых локальных и акцентированных источников света.

Комбинация всех приемов объединяет принципы локального, общего и художественного подхода при подсветке культовых зданий и сооружений.

Освещение отдельных элементов

Общие особенности архитектурного решения церкви позволяют выделить несколько традиционных световых приемов при формировании световой картины зданий церкви или храма:

внутренняя подсветка колокольных звонниц хорошо подчеркивает возвышенное устремление храма;

эта же особенность требует приглушенного света для нижней части фасада церкви или храма;

особое внимание следует уделять освещению центральных элементов здания, выделяя их из второстепенных деталей архитектурного решения;

индивидуальная подсветка витражей оконных проемов создает локальные световые эффекты, гармонично формирующие общую картину.

Отдельно отметим, что при освещении церквей нужно очень осторожно подходить к выбору цветовой гаммы, белый цвет является предпочтительным. К этому стоит добавить, что элементы цветодинамического освещения храмов практически не используются.

Купить светодиодные светильники для освещения церкви или заказать проект можно прямо на нашем сайте. Доступный уровень цен и большой опыт наших проектировщиков помогут решить проблему освещения храмов и церквей любого направления и архитектурных решений.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector