Светильники из гильз вов

Гильза-фитиль

В годы Великой Отечественной войны на фронте зачастую не хватало обыденных вещей, в том числе ламп. Солдаты использовали в качестве светильников гильзы от снаряда. В сплющенную гильзу заливали горючий материал, а в получившуюся узкую щель вставляли плоский фитиль. В коллекции Зимовниковского краеведческого музея хранится экземпляр подобной гильзы-фитиля.

Светильник из гильзы-фитиля был намного ярче свечи. Им одним можно было осветить целый окоп. Такие устройства помогали продлить световой день и давали военным возможность работать, читать или писать письма по вечерам и ночью. Кроме того, хоть землянки и были временным пристанищем, солдаты нуждались в отдыхе и подобии уюта, а самодельные лампы не только освещали помещение, но и украшали скромные жилища.

Иногда лампы изготавливали из крупнокалиберных снарядов, которые достигали в длину 25 сантиметров — как в случае гильзы, представленной на выставке. Гильзу от снаряда сплющивали, чтобы сверху получилась узкая щель, в которую вставляли матерчатый фитиль. Ниже, сбоку гильзы проделывали отверстие, в которое заливали керосин. Фитиль впитывал керосин, а затем его поджигали. Часто лампу из гильзы солдаты называли коптилкой, потому что во время горения она коптила и создавала много черного дыма.

Подобные лампы были распространены на всех фронтах. Светильников промышленного производства у солдат практически не было: все заводы и фабрики с началом войны переориентировались на фронтовые нужды, выпускали боеприпасы и необходимую технику.

Лампы из гильз фронтовые прозаики и поэты упоминали в произведениях, посвященных этим тяжелым временам. Например, Константин Симонов в романе «Живые и мертвые» и Михаил Матусовский в своем стихотворении:

Источник

«ЛАМПА-КОПТИЛКА» времен войны Своими руками.

Вниманию Редакторов! Данная самоделка имеет Уровень Безопасности равный обыкновенной свечке. Название полностью соответствует названиям этих «Ламп» времен Великой Отечественной Войны.

В канун «Дня Мужика» принято вспоминать военные времена и даты, рассказывать про подвиги и мужские поступки, делать Мужские Самоделки.
Для своего сына я устроил экскурс в военную историю и, за одно , показал приспособу с помощью которой освещали Блиндажи и Землянки наши деды и прадеды во времена войны.

В годы войны достать гильзу от пушечного снаряда было куда проще чем собирать грибы и использовать мятые металлические корпуса для освещения пламенем горящего керосина бойцы и не только они научились быстро.

Обыкновенная керосиновая лампа со стеклом и подъемником фитиля не всегда была доступна на фронте и в тылу, так что сделать светильник который давал свет хотя и с копотью было просто необходимостью которую трудно понять в наше теплое и уютное время.

Сделать свечу из стреляной гильзы проще чем кажется

в моем распоряжении целый набор доставшийся мне после парадных стрельб на учебных полигонах. Владивосток — одна огромная крепость и на каждом шагу здесь перемежаются старые военные склады еще времен Русско — Японской войны с современными Крылатыми ракетами стоящими как музейные экспонаты (в музее) по среди города. Так что в материалах для Мальчиковых самоделок нехватки нет

А теперь за дело — заправляем топливо в гильзу и вставляем фитиль

Фитиль можно делать из марли и ваты, но настоящие фитили с долгим сроком службы делались из асбеста

Источник

Светильники из гильз вов

Катюшами в 40-е года называли не только любимых женщин, дочек и сестер, но и как минимум два неодушевленных предмета, один из которых, стал символом. О втором предмете многие знают, но малоизвестно то как его называли на фронтах Великой Отечественной Войны. А началось все с песни.

Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые исполнена 27 ноября 1939 года Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого. По другим сведениям, песню впервые исполнили Вера Красовицкая, Георгий Виноградов и Всеволод Тютюнник 28 ноября 1938 г., с оркестром под управлением Кнушевицкого.

Песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим-пограничником.

Первый куплет песни «Катюша»

Расцветали яблони и груши,

На высокий берег, на крутой

Полный текст песни защищён российскими законами в области авторского права. Допустимо использование лишь отдельных цитат и фрагментов.

М. Исаковским был написан и другой последний куплет, исполнявшийся редко:

В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша»

В годы войны песню переработали под боевую машину реактивной артиллерии серии «БМ»

Читайте так же:  Постоянно перегорает подсветка телевизора

БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии «Катюша».

Солдатская молва окрестила БМ-13 «Катюшей» и это прозвище закрепилось в сознании людей, хотя немцы называли БМ-13 «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

Речь идет о таком орга́не.

Первые две пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС были изготовлены 27 июня 1941 года в Воронеже, на заводе имени Коминтерна, конструкторы Г. Э. Лангемак, А. Г. Костиков, И. И. Гвай, В. В. Аборенков.

Оружие относительно простое, состоящее из рельсовых направляющих и устройства их наведения. Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел. В задней части машины находились два домкрата, обеспечивающие бо́льшую устойчивость при стрельбе. На одной машине могло размещаться от 14 до 48 направляющих.

В отличие от немецкого Nebelwerfer, представляет собой площадное оружие низкой точности с большим разбросом снарядов по местности. При вдвое меньшем заряде ВВ, поражающее воздействие было намного сильнее, чем у Небельверфера. Подрыв ВВ осуществлялся с двух сторон и когда две волны детонации встречались, то газовое давление взрыва в месте встречи возрастало, вследствие этого осколки корпуса имели большее ускорение и хорошее зажигающее действие. Именно поэтому возникла легенда о «термитном заряде» в боеприпасах «Катюш». «Термитный» заряд испытывался в Ленинграде весной 1942 года, но оказался излишним — после залпа «катюш» и так всё горело.

В августе 1942 года в городе Сочи в гараже санатория «Кавказская Ривьера» под руководством начальника подвижной ремонтной мастерской № 6 военного инженера III ранга А. Алфёрова был создан переносной вариант установки на базе снарядов М-8, получивший впоследствии название «горная Катюша». Первые «горные Катюши» поступили на вооружение 20-й горнострелковой дивизии и были применены в боях на Гойтхском перевале. В феврале — марте 1943 года два дивизиона «горных Катюш» вошли в состав войск, оборонявших легендарный плацдарм на Малой земле под Новороссийском

В сентябре 1943 года манёвр «Катюш» вдоль линии фронта позволил осуществить внезапный фланговый удар на Брянском фронте. В итоге немецкая оборона оказалась «свёрнута» в полосе целого фронта — 250 километров. Во время артподготовки было израсходовано 6000 реактивных снарядов и лишь 2000 — ствольных.

17 июля 1944 года в районе села Налючи раздался залп 144 пусковых рам-станков, оснащённых 300-мм реактивными снарядами. Это было первое применение несколько менее знаменитого родственного оружия — «Андрюши»

Источник

Окопная «Лампа-Коптилка» (времён ВОВ из гильзы 16 мм.)

По наличию изделия уточнять у менеджера

Окопная «Лампа-Коптилка» (времён ВОВ из гильзы 16 мм.)

Оказывается даже из старой стреляной гильзы от орудий 45 мм, и солдатской смекалки, можно изготовить такую «Керосиновую лампу». Она же «Лампа-коптилка» времен Великой Отечественной войны. Верхняя часть у гильзы сплющивалась, сюда же зажималась часть материи которая будет гореть. Так же делалось отверстие для залива топлива, керосина или дизеля. Освещала такая лампа землянку, блиндаж и тому подобные сооружения. Выручала лампа и во время войны и даже после,ведь свет в послевоенное время был не у всех и не везде. Старшее поколение хорошо помнит это изобретение наших солдат. Подобные лампы — «Коптилки» неоднократно воспевались в фронтовых стихах и песнях, стали практически неотъемлемой частью сюжетов художественных фильмов о войне.

Такая лампа по праву может считаться символом Великой Отечественной войны.

Наша «Лампа-Коптилка» представлена в виде сувенира на празднование 75-летия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сувенир полностью,что называется — «рабочий». Изготовлен из латунной гильзы 16мм. На корпусе гильзы, методом травления, нанесены символы предстоящего юбилея.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

  • Рисовка кистью
  • Слесарные и токарные работы
  • Гравировка иглой и резцом
  • Травление
  • Никелирование
  • Золочение

Комплектация:

  • Гильза
  • Фитиль
  • Инструкция по использованию

Источник

Окопное творчество — солдатский handmade военного времени

Долгие позиционные войны превращались для солдат в рутину; сонное, надоевшее всем нахождение на передовой, скука. Однообразный распорядок дня, постоянное ожидание возобновления боевых действий, тревога и всеобщее напряжение. Со смертью товарищей и чувством опасности свыкались; те, кто воевали уже не один год, начинали воспринимать войну как вполне обыденную жизнь.

Чтобы хоть как-то отвлечься от всего этого, солдаты использовали любую возможность для того, чтобы заполнить своё сознание чем-то другим. Писали письма домой, играли с товарищами в карты, обустраивали нехитрый быт, старались развлечь себя и разнообразить свой быт по мере возможностей, насколько это мог позволить устав, командиры и фронтовая жизнь.

Отдельного внимания заслуживает огромный пласт солдатской культуры, получивший название ОКОПНОЕ ТВОРЧЕСТВО .

Слово «окопное» конечно же не подразумевает, что предмет сделан именно в окопе, хотя конечно многие несложные изделия могли быть сделаны и «на коленке» во время дежурства на передовой. Предмет окопного творчества мог быть изготовлен и в ротной мастерской, где были и походные кузнечные горны, наковальня и всевозможный инструмент, и в землянке, где у солдата мог быть обустроен свой уголок с нехитрыми тисками и другими приспособлениями.

Эти изделия могли быть как примитивными, выполненными неумело и на скорую руку, так и настоящими произведениями искусства — всё зависело от способностей изготовителя, наличия у него свободного времени, материалов и инструментов.

Читайте так же:  Подсветка дота 2 героев

Образцы окопного творчества можно условно разделить по предназначению на несколько видов:

1. предметы быта для повседневного личного использования

2. оружие для рукопашных схваток, аксессуары для предметов военного назначения

3. безделушки и декоративные предметы быта и интерьера, изготовленные для себя или в подарок

До Второй мировой войны чаще всего встречаются предметы окопного творчества европейского происхождения, в то время как образцов подобных изделий российского происхождения гораздо меньше. Вероятно это следствие того, что в европейских армиях был большой процент солдат, обладающих какой-либо мастеровой профессией, в то время как рядовой состав армии Российской Империи преимущественно состоял из крестьян.

Попадается довольно много образцов окопного творчества времён Крымской войны 1853-1856 гг и Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. Деревянные портсигары, подсвечники, шкатулки, мундштуки; настенные и настольные бра, изготовленные из штыков.

Источник

С рисунками и без. Что мастерили в окопах солдаты Великой Отечественной войны

Об этом «Белгородским известиям» рассказал член поискового отряда «Огненная дуга» Александр Дворяцких

Самая страшная война, унёсшая миллионы жизней, запомнилась страхом, кровью, жестокостью и невероятными лишениями. Однако даже на передовой солдаты, каждый день идущие на смерть, находили место для прекрасного: создавали в свободное время поделки, вкладывая в незамысловатое творчество душу.

Для души, для быта, для войны

Поисковики зачастую разделяют окопное творчество на три больших блока. Первый – это поделки, не несущие большой практической необходимости. Это, к примеру, вазы, рюмки. Второй – это вещи, сделанные для быта: портсигары, пепельницы, ложки, зажигалки и так далее. И, наконец, те, что создавались для войны: улучшенные штык-ножи, обычные ножи и даже кастеты для ближнего боя.

Александр Дворяцких считает, что разделение это зачастую условно, размыто, ведь вещи для быта иногда делали будто в музей:

«Однажды мы откопали котелок, на котором настоящая картина выгравирована: дом, озеро, деревья. Художник либо свой дом нарисовал, либо место, где хотел бы жить. Это невероятно красиво и необычно».

Портсигары

Особое место занимают портсигары. Часто их делали из алюминия со сбитых самолётов. Курящих было много, потому портсигары пользовались большой популярностью. Их делали как подарок знакомым или командирам с дарственными надписями. Были портсигары с советской символикой и надписью «Смерть фашистским оккупантам». Были и шутливые: поисковики обнаружили портсигар, на крышке которого красовалась надпись «Кури свой!» (имелся в виду табак).

Пепельницы

Довольно распространённым видом окопного творчества были пепельницы. Их чаще всего делали из снарядных гильз. По бокам – лепестки для сигарет. Они могли быть простыми или с украшениями: встречаются такие, в центре которых есть подставка для карандаша или железный цветок. Фронтовые умельцы не сдерживали свою фантазию.

Кольца и браслеты

Солдаты делали их из подручных материалов, из гильз от снарядов и патронов. В зависимости от того, кто делал украшения: советские или немецкие солдаты, – отличались и узоры. У красноармейцев это были звёзды или советская символика, у солдатов вермахта – орлы либо кресты.

Солдатские пряжки

Экспериментировали фронтовые умельцы и с элементами обмундирования. Часто поисковики находят неуставные пряжки, переделанные солдатами, в виде звёзд, якорей и орлов. На них напаивали и вырезали различные узоры, фигурки танков, самолётов, кораблей.

Зажигалки и лампы

Распространены были и самодельные зажигалки. Нехитрую конструкцию делали из патрона: в гильзу вставляли фитиль и заливали керосин. Зажигалась она от кремневого камешка, припаянного сбоку.

По этому же принципу делали лампы, в народе коптилки. Только гильза была крупнее, как правило от снаряда. Их ещё долго использовали и после войны. Работали они по принципу церковных лампад.

Вазы и рюмки

Делали фронтовые умельцы рюмки и даже кувшины. Кувшины из артиллерийских снарядов получались шедевральными. Один из них, найденный белгородским поисковиком Александром Дворяцких, хранится в губкинском музее. Венгерский умелец из снарядной гильзы сумел сделать настоящее произведение искусства.

Рюмки, как правило, делали из зенитных гильз. Их обрезали, а сверху расширяли. Получались симпатичные латунные стаканчики.

Кухонная утварь

Много делали подсвечников и подстаканников. Подстаканники – из части гильзы, к которой припаивали ручку. Подсвечники были одиночными (под одну свечу) или в виде канделябров.

А сколько находили самодельных ножей, ложек, вилок и даже котелков! Солдаты украшали уставные предметы надписями и рисунками, писали свои фамилии и название фронта.

Перекуём мечи на орала

Интересно, что вещи сугубо военные, смертельные окопный люд часто переделывал в красивые и безобидные. При этом в качестве инструмента что только не использовали. Например, для чеканки – зубья пилы, штык-ножи, гильзы и так далее. В окопах умудрялись плавить металл, придавать ему пластичную форму. В короткие передышки самой жестокой войны солдаты с обеих сторон тянулись к мирной жизни и буквально перековывали мечи на орала.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector