Светильники для покрасочного цеха

Система освещения в покрасочной камере. Выбор светильников и расчет мощности и количества светильников.

Правильная настройка всех узлов работы покрасочной камеры, начиная от вентиляции, режима сушки и заканчивая системой освещения, обеспечит в итоге не только комфортные условия работы для маляра, но и высокое качество нанесенного ЛКП на кузов или отдельную деталь автомобиля. Уделив внимание освещению покрасочной камеры, вы сможете не только лучше контролировать результат работы и сразу определять дефекты, но и следить за соответствием оттенков цветов. К тому же при грамотно откалиброванном освещении глаза мастера устают намного меньше, что положительно сказывается и на продуктивности работы.

Основные нормы и требования к освещению в покрасочной камере

Даже если вы покупаете готовую заводскую камеру, узнать правильно ли там организована система освещения достаточно сложно, и определить это вы сможете, только немного поработав в ней и в большинстве случае не обойтись без дополнительной калибровки своими руками. Возможно, нужно будет добавить несколько дополнительных источников света, или же поставить более мощные лампы. Нет четких требований, подходящих для всех мастеров, но есть общие характеристики, которые стараются выполнять при проектировании систем освещения таких конструкций.

  1. Мощность светового потока — от 600 до 2000 люмен.
  2. Однородность рассеивания световых лучей.
  3. Отсутствие неосвещенных участков, так называемых «слепых зон». Тут часто в качестве дополнительных источников света используют переносные светильники.
  4. Отсутствие эффекта мерцания.
  5. Индекс цветопередачи не менее 80. Должен приближаться к яркому дневному освещению.
  6. Стараются создать максимально приближенный уровень света по спектральному типу очень похожий к естественному дневному освещению.
  7. Корпуса светильников должны выдерживать вибрации и мелкие механические воздействия, повышенные температуры и давление внутри помещения.

Это лишь часть параметров, соблюдая которые, вы сможете самостоятельно организовать достойный уровень освещения в рабочей зоне камеры для покраски авто.

Виды и параметры ламп

На современном рынке существует большое количество различных видов ламп и прочих осветительных систем по типу светодиодных лент. Но не все они подходят для установки в покрасочной камере. Давайте разберемся в эффективности и экономической целесообразности использования наиболее востребованных типов источников освещения.

Выделяют три типа светильников с предустановленными источниками:

  • лампами накалывания.
  • люминесцентными лампами.
  • светодиодные светильники и лампы.

Все три типа используют различные мастерские, давайте погорим о них подробней.

Лампы накалывания

Это классический источник света, который за уже устарел, но все же используется в нескоторых установках. Разделяют два типа колб для ламп накалывания:

  1. вакуумные.
  2. газонаполненные (инертным газом).

Второй тип ламп не применяют. Поскольку они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Вакуумные типы колб используют часто либо в переносных светильниках, или же в подсобных зонах камеры.

Из основных преимуществ можно выделить низкую цену и простоту замены сгоревшей лампочки. С другой стороны из минусов это: низкая светоотдача 4%, так называемый КПД, высокая температура нагрева во время работы, не надежные и со стороны потребления электроэнергии совсем не оправданы.

Люминесцентные светильники

Конструктивно люминесцентные лампы излучают ультрафиолетовые световые волны из газоразрядного источника. Хорошо повторяют режим солнечного освещения.

Выделяют два основных вида таких источников излучения:

Чаще всего в покрасочную камеру устанавливают трубчатые люминесцентные лампы, поскольку они имеют большую площадь излучающей поверхности. У такого типа ламп есть разделение по цвету излучения, и производители указывают тип лампы на упаковке с помощью маркировки. Искать нужно второе обозначение после буквы «Л». Для малярных работ используют лампы следующих марок:

Также есть специальные серии ламп, более дорогие, которые дополнительно обозначаются буквами:

  • Ц — естественная цветопередача;
  • ЦЦ — цветопередача повышенного качества.

Одним из основных преимуществ таких ламп является срок службы около 18000 — 20000 ч. Также они характеризуются высоким КПД и неплохой экономичностью. Хорошая альтернатива для ламп накалывания.

Не обошлось и без недостатков. Плавный запуск, чтобы начать работу нужно подождать пока лампы наберут мощность свечения. Они не экологичны и требуют специальной утилизации, а это дополнительные траты с бюджета компании. При длительной эксплуатации люминофор теряет свои показатели и снижается световой поток. В таких случаях лампы меняют на новые.

Светодиодные светильники

Если вы планируете серьезно заниматься покраской и регулярно эксплуатировать камеру, то мы советуем устанавливать сразу светодиодные светильники, как в качестве основного верхнего, так и дополнительного бокового света. Такие светильники дорогие, но в ближайшей перспективе вы быстро их окупите, и будете экономить электроэнергию.

Светодиодные лампы максимально соответствуют приведенным выше требованиям. Они экономичны и с высоким КПД, экологичны, выдерживают вибрации и высокие температуры, исключают мерцание, срок службы до 50000 ч.

Схемы расположения светильников

В зависимости от комплектации автомобильной покрасочной камеры, она оборудуется различными вариантами монтажа осветительных приборов. Существует несколько распространенных схем, по которых устанавливаются светильники.

Читайте так же:  Подсветка номера ауди а4 б8 как заменить

Потолочное освещение

Назвать его именно потолочным не совсем правильно, ведь общая площадь потолка камеры отводится под монтаж фильтров и системы вентиляции с обогревом. Обычно светильники монтируются в местах примыкания потолка со стеной, а сами приборы направлены на рабочую зону под углом 45 градусов.

Монтируют обычно светодиодные светильники по всему периметру камеры в специальных корпусах. Из минусов можно отметить, что остаются «слепые зоны» при покраске вертикальных деталей.

Потолочное + стеновое освещение

Это самый эффективный и часто используемый тип схемы по организации системы освещения в покрасочной камере. Кроме размещенных по периметру потолочных светильников в такой схеме дополнительно монтируют и светильники и на боковые стены. В такой схеме используют либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Сами светильники устанавливают на стену на высоте от пола от 0,5 до 1,5 м, и они дают прямой боковой свет, который решает проблему предыдущей схемы.

Лампы на стены монтируют двумя вариантами:

  1. В горизонтальном виде сплошной линией.
  2. В вертикальном положении с шагом. Часто используют именно эту схему монтажа.

Дополнительное освещение

В качестве дополнительного света используют либо стационарные светильники в углах примыкания пола и стены, либо переносные источники света. Применяют их в основном для покраски порогов и деталей сложных форм, а также в случае нанесении аэрографии.

Как рассчитать количество и мощность ламп?

Первое с чем сталкивается мастер, который хочет своими руками спроектировать систему освещения в покрасочной камере, так это методика расчета количества ламп исходя из их мощности и вида.

В примере расчета мы будем отталкиваться от условия освещенности всей площади, делая упор на удельную мощность для рабочей зоны в камере.

  • S – площадь помещения.
  • Рл – мощность одной лампы определенного вида.
  • Руд — удельная мощность (табличная величина для дневного света).

Показатели удельной мощности в зависимости от вида ламп:

  • Лампа накалывания – 30 – 90 Вт/кВ.м.
  • Люминесцентная лампа – 18 – 22 Вт/кВ.м.
  • Светодиодный светильник – 50 – 80 Вт/кВ.м.

В своих расчетах мы будем использовать усредненные значения удельной мощности.

Пример расчета

  1. Для лам накалывания и светоиодных светильников Руд будет в среднем равно 60 Вт/кВ.м., а для люминесцентных ламп Руд равно 20.
  2. Для примера берем лампы следующей мощности: Рл(накаливания)= 100 Вт, Рл(светодиодной)=12 Вт, Рл(люминесцентной)=36 Вт.
  3. Площадь покрасочной камеры возьмем 50 кв.м.

Расчет будет выглядеть так:

  • (60 × 50)⁄100 = 30 штук ламп накаливания по 100 Вт.
  • (60×50)⁄12 = 250 штук светодиодных ламп по 12 Вт.
  • (20×50)⁄36 = 28 штук люминесцентных ламп по 36 Вт.

Это примерный расчет, так как не учитывается значение высоты камеры, да и коэффициент падающего света взят за 1. Но все равно можно приблизительно оценить актуальность и просчитать выгоду от монтажа лам различной конструкции.

Монтаж светильников

Для примера давайте рассмотрим, как разместить осветительные приборы в гараже 5 на 6 метров. Для начала будет достаточно 30 ламп мощностью 40 Вт. Располагать лучше всего по потолочно стеновой схеме монтажа.

Порядок действий может быть следующим:

  1. Монтируем 2 ряда ламп под углом 45 градусов возле потолка гаража, соблюдая интервал 0,5 метра между ними. Всего уйдет 2 лампы.
  2. По 3 лампы устанавливаем на боковых стенках. При горизонтальном монтаже расстояние между ними 1,5 метра, а при вертикальном, 1 лампу ставим в центре, а 2-е по бокам от нее на расстоянии 2-х метров.

Учитывая все указанные в статье рекомендации, вы можете спроектировать и соорудить качественное освещение для своей покрасочной камеры, и при этом выбрать наиболее выгодный вариант.

Какой тип ламп вы используете для этих задач, и устраивает ли он вас по своим рабочим характеристикам? Ждем ответы в комментариях.

Источник

Как сделать правильное освещение в покрасочной камеры

Отличное качество покраски автомобиля может быть обеспечено лишь при условии, что покрасочная камера оснащена полным набором всех необходимых устройств. Но одно лишь наличие устройств не может быть гарантией успешности работ, которые во многом зависят от условий их проведения. Самым важным из этих условий является освещенность. Освещение в покрасочной камере должно быть правильно рассчитано и установлено, поскольку именно оно играет решающую роль в той работе, которая зависит от человеческого фактора, от возможностей человека оценить качество выполняемых операций.

Какое освещение необходимо для покрасочных камер

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Каких бы то ни было жестких стандартов на предмет организации освещения в покрасочных камерах не существует. Имеются лишь отдельные рекомендации, некоторые характеристики которых варьируются в широких пределах. Зачастую выбираемые светильники, их установка, организация всей системы освещения носят сугубо индивидуальный характер, а заводской подбор систем освещения удовлетворяет запросы далеко не каждого специалиста-маляра.

Однако существует уже однозначно сложившаяся совокупность требований к системам освещения покрасочных камер таких, как:

  • минимально необходимый световой поток составляет 600 люмен, но в то же время он не должен превышать 2 000 люмен;
  • рассеивание света должно производиться так, чтобы обеспечивалась его однородность;
  • калибровка света должна производиться таким образом, чтобы его спектральный состав был максимально приближен к естественному, который наиболее приемлем для человеческого глаза;
  • освещение камер должно быть построено таким образом, чтобы исключался эффект мерцания;
  • система освещения должна гарантировать отсутствие слепых, слабо освещенных или затененных зон, чего можно добиться, используя дополнительные переносные источники света;
  • для рабочих камер необходимо подбирать такие светильники, которые обладают достаточной устойчивостью по отношению к механическим воздействиям, высокому давлению, перепадам температур и вибрациям;
  • уровень цветопередачи, обеспечиваемый источниками света, должен быть максимально приближен к тому, который существует в солнечный день. Индекс цветопередачи не должен опускаться ниже 80.
Читайте так же:  Крепление для стеклянной полки с подсветкой

Эти требования обусловлены тем, что маляру во время работы приходится сильно напрягать зрение, поскольку условия видимости очень осложнены распыленными частицами красящего материала.

Применяемые схемы освещения

Поскольку автомалярами уже накоплен большой опыт как в способах выполнения их работы, так и в организации своего рабочего места, анализ и систематизация схем освещения покрасочной камеры позволяет вычленить те из них, которые являются наиболее оптимальными и эффективными. К таким схемам относятся:

  • потолочная, которая предполагает крепление всех осветительных приборов к потолку. Подобная схема легко выполнима собственными силами, однако при ее применении возникают проблемы во время окраски вертикальных поверхностей;
  • потолочно-стеновая, являющаяся наиболее рациональной при организации освещения профессиональных камер;
  • потолочная с применением переносных светильников, что удобно в небольших помещениях, где периодически меняются условия покраски, а места для обустройства бокового освещения недостаточно.

Туман, формируемый краскопультом, представляет собой такую среду, которая характеризуется высоким уровнем электрохимической коррозии и взрывоопасности. Именно этот факт вынуждает выбирать для светильников такие лампы, которые относятся к категории взрывозащищенных. Сами же светильники изолируются от общего объема камер с помощью защитных стекол.

Монтаж освещения собственными силами

При оборудовании покрасочных камер своими силами, чтобы избежать трат, связанных с приобретением дорогого оборудования, короба, куда помещаются светильники, зачастую изготавливаются собственными руками.

Для изготовления таких коробов используются:

  • DIN-рейки для изготовления каркаса;
  • подложка из фольги для обеспечения пожаробезопасности и увеличения светоотражения;
  • стекло, иногда заменяемое менее безопасным полиэтиленом.

Такие короба должны оборудоваться также системой прокачки воздуха, соединенной с общей вентиляцией.

Зачастую, когда освещение камер для покраски устанавливается собственными руками, в глубокие расчеты не вдаются, отталкиваясь от неких усредненных параметров и руководствуясь следующими нехитрыми правилами:

  • считается, что одной лампочки мощностью 40 Вт вполне достаточно на каждый квадратный метр площади рабочего помещения;
  • переносные светильники могут иметь более значительную мощность, чем те, которые закреплены неподвижно;
  • основную массу ламп следует крепить на потолок, оставляя для верхней части боковых стен лишь пятую их часть;
  • между потолочными лампами должен выдерживаться интервал 40-50 см, а располагаться они должны двумя рядами, закрепленными на разных высотах;
  • световой поток от боковых ламп должен быть направлен вниз под углом 45°.

Подбор ламп освещения


Решив установить освещение в камере, следует четко определиться с выбором ламп, устанавливаемых в светильники. Следует помнить, что такие источники света, как, например, светодиодные шнуры, в этих условиях являются совершенно неприемлемыми. Для светильников покрасочных камер рекомендуется использовать следующие виды ламп:

Рассмотрим поочередно степень эффективности каждой из них.

Лампы накаливания

Эти привычные для всех лампы могут использоваться только в том случае, когда они имеют вакуумную колбу. Газонаполненные колбы не подходят для использования в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными являются такие вакуумные лампы, у которых имеются тонированная поверхность и зеркальный отражатель. Они наиболее эффективны для переносных источников света и для технических зон камер, поскольку работают от относительно низкого напряжения.

К достоинствам таких ламп следует отнести:

  • доступная цена;
  • простота обслуживания.

Однако они обладают и существенными недостатками:

  • низкая надежность;
  • значительное тепловое излучение;
  • низкий уровень светоотдачи и низкий КПД, составляющий порядка 4%;
  • неэкономичность.

Люминесцентные лампы

Принцип действия, используемый люминесцентными лампами (световые ультрафиолетовые волны, производимые газоразрядным источником), позволяет создать поток света, аналогичный солнечному.

Такие лампы бывают двух типов: линейные(трубчатые) и компактные.

Для люминесцентных лам также важно правильно их выбрать, исходя из производимого ими светового излучения, которое в маркировке указывается после буквы «Л». При проведении покраски наиболее предпочтительными являются лампы со световыми излучениями белого (Б), холодно-белого (ХБ), тепло-белого(ТБ) и дневного(Д) цветов.
Более правильное восприятие цветов обеспечивается при применении люминесцентных ламп со следующей дополнительной маркировкой:

  • «Ц» — цветопередача естественная;
  • «ЦЦ» — цветопередача высокого качества.
  • большая продолжительность эксплуатации, достигающая 20 тыс. часов;
  • высокий КПД;
  • экономичность.

Светильники с люминесцентными лампами имеют следующие недостатки:

  • задержка старта;
  • необходимость утилизации использованных ламп;
  • низкий уровень экологической безопасности;
  • ослабление светового потока по мере эксплуатации.

Светодиодные лампы

Для покрасочных камер светильники с этими лампами являются наиболее предпочтительными как в качестве основных верхних, так и дополнительных боковых источников света.

Такие лампы обладают огромным числом достоинств:

  • высокий КПД;
  • низкое энергопотребление;
  • высокий индекс цветопередачи;
  • прочность и устойчивость к вибрациям;
  • большая продолжительность эксплуатационного срока, достигающего 50 тыс. часов;
  • высокая экологическая безопасность;
  • отсутствие мерцания производимого ими светового потока;
  • способность работать при высоких температурах.

Единственный, но довольно существенный недостаток заключается в достаточно высокой цене.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector