Первые светильники история создания

История возникновения светильников

Многие историки склонны считать, что эра активного развития человечества началась с того момента, когда первобытные люди научились добывать огонь, использовать его для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Огонь считался даром богов, его почитали и берегли, о нем слагали легенды и мифы, передаваемые из поколения в поколение.

История светильника – от лампады к газовым фонарям

С течением времени люди научились не только контролировать огонь, но и создавать первые в истории человечества осветительные приборы.

Лампады и факелы

Самым первым светильником, придуманным человеком, являлся обычный факел. В средневековье его стали фиксировать на стене при помощи специальных зажимов. Прототип современного оборудования использовался и в Древней Греции. Здесь для освещения помещений использовались специальные конструкции – треноги, оснащенные чашей с горючим веществом, а также подвесные лампады.

Свечи

Следующим этапом эволюционирования считается появление свечи. Первые свечи изготавливали из воска, который отличался очень высокой ценой. Именно поэтому долгое время позволить себе подобную роскошь могли только представители аристократии. В 19 веке французский химик Мишель Шевроль впервые предложил заменить воск более дешевым аналогом — стеарином, который практически не имел запаха и не выделял копоть при горении.

Газовые фонари

Дальнейшее развитие науки в области химии позволило использовать для освещения разнообразные горючие газы. Впервые такие фонари появились в Европе, где получили достаточно широкое распространение. Главным компонентом, так называемого, «светильного газа» был бензол. Его получали путем пиролиза жира морских млекопитающих, а чуть позже – из каменного угля при его коксовании.

Лампы накаливания

История возникновения светильника в традиционном для нас исполнении началась после открытия электричества. Его использование открыло для изобретателей практически неограниченные возможности, так как позволило существенно увеличить температуру нагрева источников света и, тем самым, увеличить интенсивность светового потока. Первыми токопроводящими материалами, которые использовали для нагревания, стали угольная нить, молибден, вольфрам и его сплавы. Источники света решили помещать в стеклянные резервуары, заполненные инертными газами, которые защищали их от внешних воздействий. Сегодня для производства традиционных ламп накаливания используется вольфрамовая нить, способная нагреваться до показателей 2800-3200 0 С.

Светодиодное оборудование

С момента появления первого светильника и до сегодняшних дней изобретатели пытались решить две основные задачи: повысить их эффективность и сделать максимально безопасными. Добиться прекрасных результатов удалось с появлением светодиодного оборудования. К преимуществам таких изделий относится экономичность, отсутствие вредных компонентов, устойчивость к внешним воздействиям. Единственным недостатком LED-оборудования считается его высокая стоимость, однако, постепенно цена светодиодных светильников становится все более доступной.

Несмотря на прекрасные результаты, специалисты уверены, что с появлением светодиодного оборудования история светильника не завершилась. Впереди изобретателей ждет масса захватывающих открытий, которые обеспечат светильникам максимальную эффективность, а нашей жизни – комфорт.

Источник

Светильники своими руками

Светильники и лампы, декоративные свечи и подсвечники создают праздничное настроение в вашем доме. Все это можно изготовить самостоятельно и вечером в кругу близких или друзей наслаждаться уютным светом в помещении или же, создав эффектную подсветку сада и водоема, отдыхать на свежем воздухе. Свет относится к таким составляющим, которые разрешают привнести оригинальность в любое помещение. Книга научит, как собственными руками украсить свой дом стильными и довольно простыми в исполнении светильниками.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Светильники своими руками предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История светильника берет свое начало от обыкновенного костра, пламя которого не только согревало первобытных людей и позволяло им готовить горячую пищу, но и худо-бедно освещало их скромные обиталища — пещеры. Костер — сегодня мы бы назвали его стационарным напольным светильником — помогал бороться со всякими страхами, что переполняли темноту первобытных ночей, и являлся для наших далеких предков, по сути, средоточием добра и жизни.

Но если костер — или очаг — можно назвать стационарным напольным светильником лишь с большой долей условности, то к источникам искусственного освещения, которые служили жителям античных городов и селений, не смогут придраться даже самые строгие классификаторы.

У древних греков и римлян было достаточно большое количество конфигураций светильников: напольные светильники, которые состояли из треножника и чаши для горючего вещества; канделябры (для свечей или глиняных светильников) «о трех львиных лапах» у основания; глиняные светильники — обожженные сосуды специальной формы, с ручками, соответствующими моде тех времен, украшенные декоративными элементами, покрытые черным или красным лаком, содержащие в качестве росписи сценки из популярных мифов.

Любопытный факт: в Римской империи глиняные светильники использовались для политического пиара. Так, например, во времена правления Юлия Цезаря на щитки светильников чаще обычного наносилось изображение Венеры — таким образом массам еще раз напоминали о божественном происхождении рода Юлиев (Юлий Цезарь всегда представлял Венеру основательницей своего рода).

В античность светильники использовались не только для освещения домов. Глиняные лампы вывешивались в портиках, их ставили перед входом в помещение. Естественно, светильники (чаши на треножниках и глиняные лампы) нашли свое место и в античных храмах.

Другой осветительный прибор, известный с тех времен, — лампадарий. Как и канделябр, он был стационарным. Подвесные светильники назывались лампионами и лампадами и представляли собой одну или несколько овальных чаш, прикрепляемых к потолочным балкам или консолям. В чаши наливалось масло, животный жир или нефть. В горючую жидкость опускался скрученный из растительных волокон фитиль.

Византийское время отметилось в истории светильников фактом появления первых бронзовых люстр — лампадофоров, в которые вставлялись стеклянные лампады. Такие люстры украшали великолепные интерьеры соборов и дома высшей знати. Что касается глиняных светильников, то их практически полностью вытеснили из обихода, как хозяйственного, так и ритуального, восковые свечи. Историки делают предположение, что этот «свечной» переворот произошел по причине утраты Византией своих африканских владений — основных экспортеров оливкового масла, которым заправлялись глиняные лампы.

Вообще, надо сказать, что первые свечи (тогда — сальные) появились задолго до византийских времен. На Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии их изготавливали так: широкий отрезок стебля бамбука заполняли растопленным животным жиром и вдоль вертикальной оси прокладывали фитиль, сделанный из растительных волокон.

Читайте так же:  Управление подсветкой asus tuf gaming материнская плата

Средневековье — удивительный период: мрачный и загадочный, жестокий и поэтичный, переполненный глубокими мыслями и озаренный кострами, на которых сжигали инакомыслящих. Своды замков-крепостей во времена Средневековья были покрыты густым слоем копоти. А комнаты прекрасных дам, в честь которых устраивались рыцарские турниры, наполнял смрад. Все это было результатом активного использования факелов и сальных свечей.

Справедливости ради следует заметить, что средневековых обитателей замков (равно как и крестьянских лачуг) не смущали неудобства реального мира — ведь все помыслы их были устремлены к жизни вечной. Но кое о чем они все же позаботились: в эпоху Средневековья появляется специальный кованый зажим для факела, который крепился на стену. Современные светильники-бра могут гордиться, что имеют столь давних предков.

Вырвавшись из душных объятий сумрачного Средневековья, человечество как-то неожиданно пришло к заключению, что жизнь реальная, земная — чудо, как хороша! А если наполнить ее комфортом и красотой, то можно наслаждаться каждым ее мгновением уже здесь и сейчас, ничего не откладывая на потом.

Естественно, изменение мировосприятия людей наложило свой отпечаток на все, из чего складывались витражи их жизни, в том числе и на светильники. Собственно говоря, основными источниками искусственного света по-прежнему оставались люстры (для центрального освещения), бра (для бокового освещения) и канделябры (мобильные источники света). Но дизайн разнообразных светильников от эпохи к эпохе (готика, романтика, ренессанс, барокко, классицизм) все дальше уходил от непритязательности и все больше стремился к отражению тех или иных модных тенденций. Так изящество сменялось вычурностью, а изогнутые линии и увлечение подвесками в конце концов уступили место строгим «античным» силуэтам эпохи классицизма. Для изготовления светильников применялись самые разнообразные материалы — медь, бронза, кованое железо, олово, стекло, природный камень, кость.

Девятнадцатым веком написана удивительная страничка в истории искусственных источников света! Сначала изменился внешний вид светильников. Благородная сдержанность эпохи классицизма была благополучно позабыта, актуальность приобрели: из материалов — золоченая бронза, а по части декора — тяжелые хрустальные подвески, которые плотно укрывали бронзовые конструкции светильников, иногда скрывая их полностью. К тому же появились люстры, изготовленные из проволоки и папье-маше. Покрытые обильной позолотой, эти люстры «бумажной резьбы» были достаточно дешевы и доступны всякому, кто, не желая тратиться на дорогую бронзовую люстру, тем не менее, желал иметь в своем доме подобную «шикарную вещицу».

Позже появились первые керосиновые лампы. Они быстро стали популярными, и казалось, что лидерство в сфере осветительных приспособлений для интерьера обеспечено им, по крайней мере, на век. Но не тут-то было! В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта впустил в наш мир электричество, а уже к концу XIX века крупные американские города вовсю освещались тысячами дуговых ламп.

Вы удивитесь, но первая лампа накаливания была создана вовсе не Эдисоном и являлась практически ювелирным изделием: в 1820 году Уоррен Де ла Рю взял платиновую проволочку, поместил ее в стеклянный сосуд, из которого был откачан воздух, и пропустил по проволочке ток. Лампа была великолепной и ужасно дорогой! Естественно, широким массам она была недоступна.

Дальнейшее совершенствование электрической лампы (по части нити и газа-наполнителя), собственно, превратило ее в доступный источник искусственного света. А вот знаменитый Луис Тиффани, укрыв обычные лампочки потрясающими абажурами из «фаврильского» многоцветного стекла, создал знаменитые «лампы Тиффани» — светильники, которые органично сочетали в себе красоту и функциональность и великолепно вписывались в роскошные интерьеры.

В XX веке разные направления в области интерьерного света сменяли друг друга с ошеломляющей скоростью. И сегодня, в веке XXI, когда господствует индивидуализм, мы можем пользоваться разнообразными плодами «стилевой лихорадки» XX века для выражения собственного «я». В современных интерьерах можно встретить как настольные лампы, украшенные абажурами в стиле ар-нуво (с флориальными мотивами и использованием матового золота, бронзы, темнокрасной меди), так и бра, торшеры, люстры строгих и привлекательных форм, декорированные элементами ампира или экзотического африканского искусства (стиль ар-деко; цвета — белая и зеленая патина, матовый антик, кожа; натуральные материалы и благородные оттенки металлов: матовое золото, латунь).

«Богемные» интерьеры украшают светильники причудливых форм и ярких цветов (стиль поп-арт; цвета — красный, лиловый, желтый; материал — пластик, никель, хром), а обычные люди, уставшие от рекламной пестроты, часто оформляют интерьеры своих квартир в духе минимализма, подбирая светильники четких геометрических форм, изготовленные из стали, белого матового стекла, натурального дерева.

С конца XX века и по сегодняшний день особой популярностью пользуется стиль хай-тек — стиль высоких технологий. Для светильников стиля хай-тек (настольных и напольных ламп, бра, потолочных подвесных светильников) свойственна акцентированная визуальная техногенность, прямые линии, использование галогенных лампочек. Из материалов чаще всего используются металл и стекло, а наиболее распространенные цветовые решения — хром глянцевый и хром матовый, никель, латунь. Декор у таких светильников отсутствует и компенсируется взаимодействием материала и света — световые потоки отражаются от хромированных, никелированных или стеклянных поверхностей.

Источник

Эволюция светильника: формы от Средневековья до наших дней

С точки зрения дизайна светильники прошли долгий путь от необходимого функционального элемента до арт-объекта. По всему миру сформировалось несколько легендарных форм, например, венецианские канделябры из выдувного стекла, лампы Tiffany в США и эффектные варианты в стиле 1980 годов. В этом материале мы постараемся рассмотреть самые важные моменты эволюции светильника и увидеть в каждом из них атмосферность определенного периода или региона.

Черный брутализм: кованые светильники в эпоху от Древней Персии до Средневековья (XI-XVI века)

Металлические кованые светильники были изобретены в Древней Персии (ныне Иран) и именно оттуда с торговыми караванами и каравеллами по Шелковому пути попали в Европу. Кованые светильники до сих пор является частью средиземноморского стиля — караванная дорога, получившая название Шелковый путь, связывала Восточную Азию именно со Средиземноморьем.

Дизайн интерьера дома в Лос-Анджелесе от дизайнеров Nate Berkus и Jeremiah Brent, стоимость 14 млн долларов. Источник: people.com

В принципе, любые европейские светильники из черного металла с очень громоздкими брутальными каркасами были вдохновлены арабскими традициями. Но только в Мавритании и на Ближнем Востоке до сих пор сохранилась традиция кованых светильников с ажурными элементами и стеклянными мозаичными вставками. Европе в то время, к сожалению или к счастью, эти технологии все еще казались слишком сложными.

Марокканский светильник из тонкого металла. Источник: pier1.com

Читайте так же:  Светильник светодиодный накладной 17 вт ip65 fara17

Европейские люстры: от дерева до хрусталя и муранского стекла (XII-XIX века)

Люстра как форма появилась еще в XIII веке в Голландии, и изначально такой светильник изготавливался из натурального дерева на металлической опоре. А вот хрустальные люстры в сочетании с металлическим основанием появились во Франции только в конце XIII века. Лишь в 1880 году при развитии технологии шлифовки кварца (с использованием кислоты из фтора) люстры начали изготавливать в промышленных масштабах.

В Великобритании — полностью стеклянные люстры. Особенностью стекольной промышленности Великобритании в это время стало производство полностью стеклянных люстр (без деревянных или металлических деталей).

Полностью стеклянная английская люстра производства Chandelier F. & C. Osler (English Manufacturer, active 1807-1922). Место производства: West Midlands, Birmingham. Источник: Corning Museum of Glass.

Во Франции — грифоны, цветы и ангелы. Производить качественные хрустальные люстры во Франции начали в XIX веке, а кроме витиеватых орнаментов в дизайне люстр появились грифоны, ангелы, животные и множество других элементов.

Французская люстра 1890 года с декоративными элементами в виде стеклянных листьев. Источник: eloquence.com

Португалия — органический дизайн. Португалия, в свою очередь, выбрала органический дизайн и стала украшать свои люстры растительными мотивами.

Основанная в 1961 году семейная компания Serip Lighting со штаб-квартирой в Лиссабоне использует бронзу и стекло ручной выдувки для создания своих люстр органических форм.

Российская Империя. Именно в Российской Империи были придуманы люстры, сплошь увешанные маленькими кристаллами и бусинами, полностью закрывающими металлический корпус, — из-за своей страсти к максимальной роскоши российская знать была на слуху у всей Европе.

Люстра в имперском стиле 1930 года. Источник: 1stdibs.com

Италия. История Венеции столь же уникальна и захватывающа, как и дизайн местных муранских ламп. В 1291 году, чтобы избежать пожаров на стекольных производствах, которые могли бы уничтожить центр города, всех стекольщиков переселили на остров Мурано. А вместе с вынужденным переселением был принят закон и о том, что мастера не имеют права переезжать в другие страны и передавать или продавать технологии за рубеж. Венецианская лагуна стала центральной точкой в истории развития стекольного промысла в целом и стеклянных светильников в частности.

Лампа от дизайнера Irenaeus Kraus, изготовлена в 1910 году в стиле ар-нуво в Венеции. Рыночная стоимость — около 9 тыс. долларов. Источник: 1stdibs.com

В начале XVIII века Джузеппе Бриати создал то, что мы называем канделябрами — классические люстры острова Мурано с декоративными элементами на центральной металлической оси. Витиеватость барокко и рококо, дворцовая роскошь и красочные цветовые гаммы составляли невообразимо красивые комбинации.

К сожалению, после вторжения войск Наполеона в 1797 году в стекольном производстве Италии начался затяжной кризис. Но благодаря стараниям таких стекольщиков как Пьетро Бигалья, Анджело Онгаро, Джованни Фуга, Винченцо Моррети, Андреа Риода, которые восстановили сотни технологий и способов, в 1840 годах вновь началась работа.

Оригинальная люстра La Murrina Jardin de Verre S18 blue (Италия) из коллекции Jardin de Verre. Муранское стекло, металл. Стоимость — ок. 2,5 млн рублей.

В последние 30 лет производство муранских люстр вышло на совершенно новый уровень. Благодаря иностранным инвестициям и многоплановому маркетингу муранские люстры опять стали синонимом исключительной роскоши мирового масштаба.

Роскошь ар-нуво и лампы Tiffany

К 1900 году на рынке появилось большое количество конкурирующих компаний по производству светильников, а внутреннее электрическое освещение в каждой комнате стало вполне обычным явлением. Светильники в стиле ар-нуво завоевали особое место за счет разнообразия форм и доступности в Европе.

В это же время на другой стороне Атлантики взрывает рынок лампа Tiffany Lamp, созданная нью-йоркским дизайнером интерьеров Луи Тиффани. Она воплощает эстетику в стиле ар-нуво с витражами из свинцового стекла, на которых изображены пасторальные и цветочные мотивы.

Лампы Tiffany, изготовлены в период 1900-1910 гг. Средняя стоимость сейчас — 5–2,5 тыс. долларов. Фото @nckhui (Twitter).

Эпоха ар-деко: новая роскошь 1920-х

В XX веке дизайн интерьера сместился в сторону чистых линий и смелых форм, воплощенных в динамике модерна. Благодаря богатым цветам, смелым геометрическим объемам и использованию новых промышленных технологий, ар-деко стало первой вехой дизайна интерьера в эпоху потребителей.

Винтажный светильник в стиле ар-деко в интерьере нью-йоркского дизайнера интерьера Amanda Nisbet

Люстра, вдохновленная эпохой ар-деко и Эмпайр Стейт Билдинг

Бронзовые светильники 1930 года от Charles J. Weinstein. Рыночная стоимость — 65 тыс. долларов. Источник 1stdibs.com

Mid-century modern: сталь в 1960-ые

Для дизайна интерьера середина XX века была самой настоящей Золотой эпохой. Разработанный братьями Кастильони торшер Arco — прекрасный пример элегантного современного дизайна в стиле mid-century modern и особенного подхода, который пытался использовать минимальное количество материалов для создания форм с максимальным эффектом.

Светильник второй половины XX века от Hans-Agne Jakobsson. Источник: bukowskis.com

Оригинальный торшер Arco от FLOS продается за 3,5 тыс. долларов. Источник: Hivemodern.com

Лампа T372/12 Patricia Ceiling от Hans-Agne Jakobsson, 1960-ые. Источник: Pamono.co.uk

Революция чистых форм: геометрия в 1980-ые

Новые технологии производства и более простые стили демократизировали дизайн интерьера в 1980 годах. Символьные, тяжелые и орнаментальные светильники вышли из моды. Возрождение шло на волне минимализма и черпало вдохновение из скандинавской и восточной культур.

Светильник «Спутник» от Stilnovo, муранское стекло. Производство 1986 г., Италия. Источник 1stdibs.com

Светодиодная лихорадка

Светодиодная лихорадка в дизайне интерьера началась с появления стиля хай-тек во второй половине прошлого века, но сейчас, к 2020 году, светодиоды выходят на новый уровень использования. Встроенные светильники, интегрированные ленты, датчики движения… Без всего этого уже сложно представить современный интерьер, как центр города — без светодиодных экранов.

Дизайн интерьера от Lider Interiors (Бразилия). Источник: liderinteriors.com.br

Новая эклектика: 2014-.

Сочетая органические силуэты, современные методы и формы, иногда — роскошь ар-деко, а иногда — футуристический минимализм, новая эклектика поражает разнообразием. У этого стиля нет географии, он расширяет горизонты.

Люстра от John-Richard в стиле новой эклектики. Источник: www.johnrichard.com

Люстра от John-Richard в стиле новой эклектики с полудрагоценными агатами. Источник: www.johnrichard.com

Дизайн интерьера Hotel Barcelona Ciutadella Motel One в Барселоне. Студия WLAN. Источник: booking.bom

Революция Tala LED: 2015-.

К 2000 году стали очевидны проблемы со старой лампой накаливания. Расточительная с точки зрения производства и выдаваемой энергии технология явно нуждалась в замене. Новая линия светодиодных ламп Tala имитирует выходную мощность ламп накаливания, но значительно более энергоэффективна. Создатели доказали, что экологичность и дизайн могут идти рука об руку.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector