Настольный светильник советского времени

Настольные лампы СССР: виды, описание. Классическая настольная лампа с зеленым абажуром

Советская эпоха и все, связанное с ней, надолго осталась темой для дискуссий, полных ностальгии и воспоминаний. Эта страна оставила неизгладимый след для каждого, кому выпало прожить какое-то время в том непростом, но славном государстве. Один взгляд на предметы того быта, которые теперь становятся экспонатами музеев, способен вызвать улыбку у каждого, кто когда-то с ними сталкивался.

Настольная лампа с зеленым абажуром

Такой предмет из недалекого советского прошлого был необычайно популярен в бывшей великой державе. Когда-то классическая настольная лампа с абажуром зеленого цвета стала подарком Н. Крупской своему мужу, В. Ленину. Она была керосиновой, но настолько понравилась Ленину, что была переделана в электрическую. По его распоряжению такими же светильниками была оборудована целая библиотека. Плафон для настольной лампы всегда был зеленым, и вскоре это новое веяние моды подхватили все.

Затем они перекочевали на столы членов руководящей элиты. Позднее такая настольная лампа в СССР стала считаться признаком достатка в доме ее владельца. Интеллигенция начала передаривать такие светильники друг другу. Они стали ассоциироваться с советской эпохой.

Светильники на струбцине

Популярностью пользовались и основательные приборы из металла. Так, у многих присутствовал дома металлический светильник на струбцине и пружинах. Покрытые эмалью, такие приборы выглядят, будто из фильмов про НКВД. И по сей день у каждого увидевшего такую классическую настольную лампу ушедшей эпохи просыпается чувство приятной ностальгии.

Лампа Наркома

Знаменита и настольная лампа СССР, выпускавшаяся ограниченной серией в период Сталина. Ее называли наркомовской, встретить ее можно на многих картинах, изображающих вождя народа. Наименование ее произошло от того факта, что использовалась она в кабинетах высшего руководства советского государства. В ней отражалась идеология Советов – каждая была помечена эмблемой серпа и молота. Обладать такой было очень престижным. Весь силуэт изделия был тщательно продуман, изящен, оно отличалось удобством в использовании.

Проект для этого осветительного прибора создавался еще до войны выдающимися, уже зрелыми художниками. Они получили образование еще в царскую эпоху, и в работе видны признаки исключительного художественного вкуса. Один из примеров их работы – осветительные приборы метрополитена Москвы.

Внешний вид

Внешне эта настольная лампа из СССР представляет собой изделие с характерными чертами славянской русской культуры. Абажур из металла напоминает русские национальные головные уборы из далеких веков. Более поздние образцы отличаются сглаженностью верхней части изделия. Знак серпа и молота на этой классической настольной лампе обрамляется оливковыми ветвями, их может быть и три, и более – это зависит от точного времени выпуска и места производства. Скрепляют композицию воедино шесть полукруглых винтов на прямых шпилях, что соответствует духу времени.

Конструкция

Благодаря помещению внутрь двух патронов из карболита, которые запрятаны глубоко в недрах светильника, прибор способен обеспечить оптимальную яркость освещения. Это как нельзя кстати для осуществления любого вида работ на письменных столах. Даже при реставрации этой настольной лампы из СССР в наши дни в ней сохраняют эти 2 патрона.

Хлопчатобумажной была проводка внутри и снаружи этого светильника, сборка осуществлялась посредством поклейки изоленты из того же материала.

Опасность

Чаще всего в наши дни проводка той эпохи теряет все свои качества и фактически оказывается разрушенной. Резина высыхает, затем осыпается вместе с изоляцией. Нередко оголенными оказываются провода, что создает множество опасностей для владельца. Поэтому за состоянием таких светильников тщательно следят, заменяя, что необходимо. Покупаемые в антикварных лавках изделия обычно тщательно реставрируют, заменяя всю проводку на современную.

Тем не менее, восхищения заслуживают методы работы создателей изделия, которые позволили удешевить технологии для массового производства, при этом не испортив художественной ценности светильника. Это повышает ценность этого антиквариата для каждого коллекционера, который понимает и берет во внимание трудность сложной послереволюционной и послевоенной эпохи в становлении производства. Во времена создания светильника промышленность страны оказалась фактически уничтоженной. И все технологии, использованные при создании лампы Наркома, отражают дух той эпохи.

Как использовались чаще всего

Эти настольные лампы становились свидетелями напряженного труда руководящего звена государства Советов. Они зачастую были вынуждены трудиться в ночном режиме вместе со Сталиным. Экономя электрическую энергию по сравнению с мощным люстрами, настольные лампы были способны обеспечивать достаточный уровень освещенности, позволявший руководству засыпать на стоящих в кабинетах диванах.

Читайте так же:  Что такое электровывод для подсветки

Многие приобретающие такие светильники отмечают, что они являются символом романтизма той эпохи, когда царил духовный подъем, и всюду проводилась активная работа граждан над восстановлением страны. Строилось новое социалистическое общество, которое твердо верило в собственное прекрасное будущее.

След в истории

Такие светильники остались на множестве фото, запечатлевающих Сталина и его окружение. Прорисовка этих предметов повсеместна на портретах правящей верхушки Советского Союза. Именно под светом такого светильника диктором Левитаном на всю страну объявлялись сводки в Великую Отечественную войну. Этот момент стал частым сюжетом исторических фотокарточек.

Сейчас многие из этих светильников подверглись реставрациям, в ходе которых старые патроны менялись на новые. Все из-за того, что, попадая на склады после сталинской эпохи, они часто приходили в негодность. Это было связано с постоянными изменениями в правящем аппарате, переездом руководства, сменами кабинетов. Светильники такого типа становились менее престижными. Часть из них уничтожали, а часть отдавали простым семьям. Они не были способны хорошо отремонтировать изделия, различить их истинную ценность. Они даже не подозревали о таком историческом значении этих ламп. По этой причине множество сохранившихся на данный момент изделий требует хорошей реставрации.

Часто попавшие в руки антикваров светильники обладают полностью модифицированным абажуром. У него искажен цвет, отсутствует плиссировка, шелк совсем истлел. Это в корне уничтожает изначальные художественные замыслы изделия, его исторические корни. В какой-то период времени такие светильники в их первоначальном виде преподносились в награду. Обладать таким означало обладать высоким статусом.

Существовали также советские настольные лампы на прищепке. Встречаются они гораздо чаще и также задевают глубокие струны души своими ностальгическими нотами. Настольные лампы на прищепке появились в советском обществе в 20-е годы XX века. Они также могли использоваться на некоторых заседаниях правящих верхушек.

Все эти предметы старины на данном этапе времени ценятся тем более, чем больше зажиточных людей проявляет к ним интерес. Предложение на них уменьшается неуклонно с каждым годом, что еще больше возносит спрос на них. Антикварами замечено, что такие изделия считаются престижными в кругах руководства России. Их с радостью передаривают друг другу члены современной правящей верхушки.

Источник

История зеленой Сталинской лампы

Одним из символов советской эпохи, оставившей яркий след в истории нашей Родины, является зеленая настольная лампа . Как-то на заре советской власти Надежда Крупская подарила своему мужу настольную керосиновую лампу с зеленым абажуром. Создатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин просиживал за документами и книгами по 12-15 часов в сутки, и заботливая супруга считала, что мягкий свет лампы убережет зрение вождя мирового пролетариата.

Лампа с плафоном в форме гриба практически сразу же стала неотъемлемым атрибутом рабочего стала Ленина и настолько ему полюбилась, что даже после массового появления электрических настольных светильников не стал списывать со счётов драгоценный подарок супруги и поменял керосинку на патрон.

В скором времени поступило партийное распоряжение установить лампы с зелеными абажурами на столах Ленинской библиотеки. С тех пор началась история легендарной зеленой лампы, олицетворяющей свет и надежду на светлое будущее. Название культового светильника было заимствовано в рассказе известного писателя Александра Грина и литературно-философского движения в Париже «Зелёная лампа».

В дальнейшем прибор стал появляться в кабинетах практически всех крупных политических деятелей и министров. Популярность зеленой лампы не обошла и кинематограф и даже просочилась за пределы Советского Союза. Американцы, слегка модернизировав светильник, стали активно использовать его в своих публичных библиотеках.

С началом «сталинской эпохи» в кабинетах власти появилась настольная лампа с тканевым абажуром, являвшаяся символом патриотизма, престижа и верности владельца кабинета идеалам советской власти. Она выпускалась с 1930-х по 1950-е годы ограниченными тиражами исключительно для кабинетов высших руководителей СССР, в том числе первых народных комиссаров промышленности СССР (наркомов). Позднее такая настольная лампа получила в народе название «Наркомовская». Этими настольными лампами также награждали и премировали, они были знаком высокого статуса.

Художественный образ настольной лампы отличается удобством пользования и домашней теплотой с отсылкой к славянской русской культуре. Металлический абажур своей высокой полукруглой шапкой стилизован под русский национальный головной убор 16-го века. У последующих моделей ламп абажуры имели более сглаженную верхнюю часть.

Округлое металлическое основание лампы украшалось резными элементами растительного орнамента в русском стиле, а стойка изготавливалась из ценных пород дерева. Частью абажура была цветная плиссированная ткань (разных цветов, чаще всего зеленого), работающая на просвет и обеспечивающая декоративность элемента «Серп и молот» в обрамлении оливковых ветвей.

Читайте так же:  Машины с подсветкой в салоне до 1000000

В сталинский период работа в больших кабинетах высших эшелонов власти часто затягивалась до поздней ночи, и в таких условиях настольная лампа являлась необходимым атрибутом. Она обеспечивала нужную освещенность письменного стола для ночной работы, не мешая руководителям отдыхать и спать на диване. Такими лампами комплектовались кабинеты Кремля и советских наркомов, в том числе руководителя СССР И. В. Сталина, она ставилась на стол президиумов различных съездов, лампа запечатлена на множестве исторических плакатов и фотографий.

Был в советские годы еще один очень популярный светильник. История знаменитой «карболитовой» настольной лампы начинается в 1930-е годы на Орехово-Зуевском заводе «Карболит», когда на производство «спустили» задание изготовить практичную и удобную лампу. Будущим народным успехом лампы стало то, что разработчики применили специальный противовес для изменения угла освещения. Основным материалом для изготовления лампы стал карболит — искусственная смола на основе фенола. Настольные светильники выпускались с 1932 по конец 1969 года в двух цветах: черном и коричневом.

Удобство и практичность новой настольной лампы особенно высоко оценили работники силовых структур и сам И. В. Сталин, в кабинете которого эта лампа стояла некоторое время. Более позже за светильником закрепилось народное название «Лампа НКВД».

Карболитовая настольная лампа была популярна также и среди кинематографистов. Её можно увидеть во многих легендарных советских фильмах: «Берегись автомобиля», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит». Такая же лампа стояла и на рабочем столе легендарного советского диктора радио Юрия Борисовича Левитана.

Источник

5 светильников, которые в советские времена считались модным украшением дома

Искал я недавно светильник. Не ночник, но и не слишком яркий. Честно говоря, ничего не нашёл. Зато вспомнил, какие светильники раньше украшали нашу квартиру.

Светильник «Фонтан»

Светильник «Фонтан» подарили мне на какой-то праздник. Округлая подставка из пластика и из неё — толстый пучок оптоволокна длиной сантиметров 20. Мы налюбоваться не могли — так нам нравилось, когда в темноте светилось круглое облако светлячков, постепенно меняющее цвет. Думаю, все любят цветные огоньки. В этом всё и дело.

Со временем волокна состарились и стали крошиться. Я удивился, увидев «Фонтан» на интернет-барахолке Авито. Прекрасно сохранился. Просят 800 рублей. Думаю, покупатели найдутся. Эффектная вещь.

Ночник «Огонёк»

Сейчас я понимаю, что ночник «Огонёк» был образцом китча. Имитация подсвечника с имитацией горящего пламени. Но мне нравилось смотреть на мерцающий огонёк. Светильник путешествовал с нами по квартирам лет 10, пока не разбилась лампочка. А купить уже было негде.

Чуть не приобрёл на Авито двойной «канделябр» за 2 300 рублей. И состояние отличное. Наверное, куплю как напоминание о молодых годах.

Лавовая лампа

Лава-лампу мы привезли из Сочи. 15 рублей заплатили, хотя на корпусе ясно обозначено — 10 р. Уж очень очарованы были плавными перемещениями непонятной субстанции внутри колбы.

Разноцветные образования и их движения зачаровывали. Тогда мы не знали, что такое состояние назовут через 20 лет словом «релакс». Называлось это чудо «Радуга». Со временем глицерин помутнел, да и прелесть новизны прошла. «Радуга» отправилась в ссылку в кладовку.

Точно такая же лава-лампа продаётся на Авито, даже упаковка «родная». Стоит 3 000 руб. Дороговато, по-моему.

Светильник «Салют»

Нашёл и ещё один «привет из прошлого» — светильник «Салют». Одно время даже на дискотеках пытались его использовать. Устройство простое, и остроумное — прозрачная колба с разноцветными полосами и отверстиями наподобие вентиляторных лопастей сверху.

Тёплый воздух от лампочки раскручивал колбу, по стенам помещения метались разноцветные сполохи. Выносить это длительное время не было никакой возможности.

Выглядел светильник эффектно — пластиковый корпус с рифлёными стенками. На Юле такой «Салют» в полной исправности стоит от 600 до 1 200 рублей.

Люстра «Каскад»

Апофеозом товарного дефицита 80-х я считаю люстру «Каскад». Эти пластиковые имитации хрустальных светильников были почти в каждой квартире.

Как же мы изголодались по красивым и необычным вещам, если вешали в своих домах такую безвкусицу. Со временем они пожелтели. Люстры потеряли вид. Да и мода на «Каскады» прошла.

Многие, в том числе и я, вздохнули с облегчением: теперь не надо перемывать десятки «хрусталинок» и вешать их обратно.

Видел трёхъярусную люстру на Авито. Новая, из упаковки за 1 800 рублей.

Друзья, были у вас такие светильники? А может быть, и до сих пор служат? Хотелось бы узнать.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector