Как назывались светильники в старину

Русские осветительные приборы XVIII-первой трети XIX вв

Наиболее ранние из дошедших до нас образцов художественно оформленных русских осветительных приборов датируются XII веком. Для этого времени наиболее характерны хоросы-паникадила, представляющие собой сложную конструкцию, смонтированную из шестидесяти трех отдельных частей. В XIV-XV веках в Новгороде существовали специальные мастерские, где отливали отдельные части и монтировались такие осветительные приборы. В русской осветительной арматуре XVI-XVII вв. получило широкое распространение художественное литье; важную роль в это время в развитии различных областей русского декоративно-прикладного искусства играла московская Оружейная палата. Осветительные приборы делали из металла и дерева, в зависимости от их назначения и стоимости; формы и декор были довольно разнообразны, осветительная арматура вполне удовлетворяла относительно непритязательным требованиям различных слоев населения. Только стремительно возросшие запросы вкупе с техническими достижениями второй половины XVII века привели к подлинному расцвету искусства создания осветительных приборов в XVIII и XIX веках.

Бра. Конец 18 века.

Осветительные приборы XVIII века, бытовавшие в различных слоях русского общества, имели свои характерные особенности: у крестьян обычно использовались светцы, в которых горели лучины; у беднейших горожан-ремесленников – железные подсвечники, в которые вставлялись сальные свечи; богатые горожане и высший класс использовали различного типа осветительные приборы, в которых горели, главным образом, восковые свечи; реже в быту применялись лампы-масленки; у бедных слоев, кроме сальных свечей, издавна использовались плошки и жировки, наполненные жиром, в которых плавал зажженный фитиль.
В России сальные свечи использовались также в служебных помещениях зажиточных домов и дворцов. Восковые свечи стоили гораздо дороже.
Так, у публичных театров конца XVIII века не хватало средств на восковые свечи, поэтому использовались, главным образом, сальные, от которых, по свидетельству современников, было много чада и копоти. В Большом Петровском театре Маддокса, освещавшемся сальными свечами на рубежеXVIII-XIX веков ввиду отсутствия средств на приобретение восковых свечей, разрешалось богатым лицам, абонировавшим ложи, иметь собственное убранство ложи и освещение по своему желанию и вкусу. Для освещения сцены в конце XVIII века в парижских и петербургских широко использовались плошки.
Во второй половине XVII века, а особенно в XVIII веке, всвязи с появлением богатых и роскошно отделанных апартаментов, предназначенных для вечерних празднеств и увеселений, слабое освещение перестало удовлетворять возросшим потребностям, что привело к поискам новых способов освещения, которые бы могли увеличить освещенность интерьеров столь слабыми источниками света, как свечи. Одним из первых нововведений были металлические отражатели-рефлекторы, которые усиливали естественный свет свечи. Но и этого оказалось мало для освещения на должном уровне больших парадных залов. Во второй половине XVII века в Западной Европе в осветительных приборах стали использовать горный хрусталь, который обладал большой отражательной силой. Блеск его казался иностранцам настолько сильным, что Петр I, посетивший парижскую оперу во время пребывания во Франции в 1717 году даже попросил погасить две люстры, висевшие в передней части зала, т.к. яркий свет слепил ему глаза. Осветительные приборы с горным хрусталем были очень дороги, так, за две люстры с горным хрусталем и часами с музыкой для Таврического дворца Потемкин заплатил 42 тысячи рублей золотом.
Горный хрусталь вскоре стали заменять более дешевым материалом – им оказался искусственный хрусталь, открытый во второй половине XVII века. Это было бесцветное стекло особого изготовления, в состав которого входили песок и поташ. Д.И. Менделеев в «технической энциклопедии» о производстве элементов хрустального убора писал: «Призматические и граненые стеклянные штуки, употребляемые для люстр приготовляются. тем, что расплавленное стекло выливают в толстые плиты, имеющие величину приблизительную к величине изготовления предметов. Куски нагреваются до размягчения и потом выпрессовываются в особые формы. Затем сформованные штуки заканчивают посредством шлифования, полирования и гранения». Такое стекло впервые было изготовлено в Чехии, но широкое распространение именно в осветительных приборах оно нашло, прежде всего, во Франции.

Торшер конца XVIII века.

Дворцовые интерьеры первой половины и особенно середины XVIII века были пышно и богато декорированы, широко использовалась резьба и лепка с позолотой. Парадные апартаменты функционировали, главным образом, в вечернее и ночное время, их убранство должно было быть ярко освещено, поэтому особое внимание уделялось изобретенному отражательному освещению и хрустальному убору. Форма осветительных приборов должна была гармонировать с интерьером, т.к. они играли роль своеобразного художественного акцента в интерьере. Русские осветительные приборы эпохи барокко – первой половины XVIII века – существенно отличаются от русской же осветительной арматуры ампира и классицизма, как по своей конструкции и композиционным принципам, так и области декора.
Необходимость осветить декор во всех частях интерьера способствовала созданию трех групп осветительных приборов – подвесных, навесных и стоячих. К подвесным осветительным приборам относятся, главным образом, люстры и фонари, к навесным – бра и настенники, к стоячим –канделябры, подсвечники, жирандоли, торшеры. Каждый из видов этих осветительных приборов имел множество разновидностей.
Основой для производства осветительных приборов в России XVIII-XIX веков.послужило развитие стекольной промышленности. Важное значение для формирования осветительной арматуры XVIII века имели сконструированные И.П. Кулибинымрефлекторы, которые впоследствии получили широкое распространение в осветительных приборах усадеб и дворцов. Наряду со стекольной промышленностью процветало бронзовое дело. В начале XVIII века бронзовый остов был лишь конструктивной частью осветительного прибора, в декоре же господствовал хрусталь – это характерная черта русских осветительных приборов барокко. В связи с облегчением хрустального убора, роль бронзы стала возрастать, и в конце XVIII – первой половине XIX вв. мастер-бронзовщик стал главным, а иногда – единственным художником, создававшим классицистическую русскую осветительную арматуру.
Дороговизна изделий из бронзы привела к необходимости имитировать металл: появились деревянные резные осветительные приборы, позолоченные, как и бронзовые, в три колера – красноватый, желтоватый, зеленоватый, что создавало яркий художественный эффект. Деревянные осветительные приборы были особенно оригинальны, т.к. в отличие от бронзовых, отливавшихся по форме, не поддавались многократному повторению. Такие деревянные изделия «под бронзу», получившие широкое распространение в XVIII веке, создавали мастерами-резчиками, работавшими в Москве и Петербурге. Кроме дерева в русских осветительных приборах XVIII века применялось и папье-маше, тонированное под тот или иной металл.
Успешное развитие художественной бронзовой промышленности в конце XVIII – начале XIX вв. благоприятствовало созданию национального варианта русского классицизма. Русские архитекторы XVIII – начала XIX века придавали большое значение обстановке своих сооружений, стремились создать единство интерьера и предметов убранства. Форма осветительного прибора должна была гармонировать со всей художественной обработкой интерьера и с его обстановочным комплексом, а, кроме того, играть роль решающего компонента в художественном восприятии интерьера. Осветительная арматура подчеркивала стиль и назначение помещения.

Читайте так же:  Подсветка пола салона nissan x trail 32

Люстра. Конец 18 века.

Русские архитекторы XVIII и XIX вв. сами проектировали осветительные приборы для своих интерьеров. Так, зодчий М.Ф. Казаков для Путевого дворца в Твери создавал форму люстр, совмещая традиции русских паникадил XVII века с грацией раннего русского классицизмаXVIII века. Архитектор А.А. Львов создал стройную и простую форму осветительной арматуры, которая получила название гатчинской люстры. Это люстра с хрустальной корзинкой в виде полушария с пересекающимися дугами на верхнем ободе и спиралью, украшенной хрусталем, стала прообразом большого количества вариантов люстра.
Архитектор А.Н. Воронихин тоже создал ряд проектов канделябров и люстр. Подвесная осветительная арматура, сделанная по его рисункам для Греческого зала Павловского дворца, с ее строгими формами люстр-светильников, удачно сочетается с внутренним убранством зала. Подобные светильники на бронзовых цепях, исполненные по проекту Воронихина, висели в столовой Павловского дворца. В воронихинском проекте «Фонарика» Павловского дворца впервые введен один из типов чашеобразной люстры.
В казанском соборе встречается характерная русская форма бронзовой люстры, которая стала господствующей в русском классицизме XIX века и получила завершение в творчестве К.И. Росси, который проектировал осветительную арматуру в домах и дворцах, построенных им в первой четверти XIX века. Архитектор П.И. Аргунов в своих чертежах театрального зала в Останкине спроектировал ряд особых форм подвесных и настенных осветительных приборов, учитывая возможность превращения театра в зал для танцев, банкета и т.п. По эскизным проектам архитекторов и скульпторов осветительные приборы делали русские резчики и бронзовщики. Во второй половине XVIII века, как свидетельствует рапорт директора Академии художеств архитектора А.Ф. Кокоринова И.И. Бецкому от 30 октября 1763 года в Академии «велось обучение учеников деланию люстр и паникадил».
На протяжении полутора веков осветительные приборы пережили те же этапы стилевого развития, через которые прошли не только различные виды изобразительного искусства, но и декоративно-прикладное искусство: барокко, классицизм, ампир. Русские осветительные приборы первой половины и, особенно, середины XVIII века по композиции и декору соответствуют формам барокко; осветительная арматура второй половины XVIII века выполнялась в соответствии с эстетикой классицизма; светильники первой трети XIX века воплощают в себе идеологию позднего классицизма – ампира.

Источник

История светильников от открытого огня до керосиновой лампы /часть 1- лучина/

История светильников от открытого огня до керосиновой лампы. /Часть первая -Лучина/

Читайте так же:  Светодиодный светильник это ртутный или люминесцентный

Тонкие длинные щепки сухого дерева – только ими и освещались в старину крестьянские избы, поскольку свечи часто были не по карману. Лучина использовалась и для растопки, и для многих иных нужд, но если ею освещалось крестьянское жилище, тогда она крепилась в специальную подставку – светец. Использовалась лучина и для развлечений – например, для игры в «курилку»: так называли горящую лучину, которая при возгласах играющих «Жив, жив курилка!» переходила из рук в руки, пока не гасла.

Первые светильники — были весьма несовершенны. Исследователями обнаружено множество изображений факелов греческого и римского времени. Особых изменений в конструкции этого простейшего осветительного прибора практически не произошло, за исключением собственно горючих материалов. Основной недостаток факела — копоть, поэтому уже древние греки задумывались о вентиляции помещений и строили некие дымоходы. «Сделанный из меди ствол финикового дерева, устроенный над лампадой и доходящий до крыши, вытягивает копоть наружу», — писал древнегреческий историк Павсаний. В Древней Руси основным осветительным прибором служила зажженная лучина, закрепленная на подставке. Применялись также открытые светильники, заполняемые жиром. В богатых домах могли быть бронзовые лампы, или привозные многоярусные светильники — люстроны. Прежде чем зажечь лучину, ее вставляли в «светец» — столбик на подставке с зажимом, в котором укрепляли лучину наклонно горящим концом вниз. При раскопках часто находят эти светцы — стержни с разветвлениями (иногда несколько затейливой формы), в которые и вставляли лучину. Были светцы с заостренными нижними концами, вбивавшиеся в стены или лавки, были и большие светцы, напоминающие современные торшеры, стоящие на собственной (также железной) ножке. А во избежание пожара под светец подставляли корыто с водой. Благодаря светцу этому она не гасла, так как пламя, более легкое, чем холодный воздух, поднималось вверх и зажигало новые участки. Лучины освещали даже боярские дома. Тонкие длинные щепки сухого дерева – только ими и освещались в старину крестьянские избы, поскольку свечи часто были не по карману. Лучина использовалась и для растопки, и для многих иных нужд, но если ею освещалось крестьянское жилище, тогда она крепилась в специальную подставку – светец.

Источник

Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариата

Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1

Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69

Последние новости

История ножниц

Самые древние из найденных ножниц относятся к периоду XVI века до н.э. и найдены они были в.

«Знаменосец» Рембрандта станет достоянием Голландии

Автопортрет Рембрандта «Знаменосец» (1636) с момента его создания принадлежал частным.

Награда, не зависящая от изменения государственного строя

В конце ноября этого года на торгах во Франции были выставлены редчайшие предметы русского.

Наша рассылка

Светильники в Древней Руси

Свет во все времена был важным элементом в жилище человека. На Руси, конечно же, тоже не могли обойтись без света. В то время естественный свет не сильно проникал в жилище, а ночью и вовсе дом окутывал полумрак.

В Древней Руси источником света была зажженная лучина. Для ее крепления применялась специальная подставка — светец. Иногда использовали и открытые светильники, которые заполняли жиром. Жители Древней Руси для того, чтобы освещать свое жилье, использовали следующие осветительные приборы:

  • сосуды разной формы для масла;
  • светцы;
  • подсвечники для восковых свечей.

Самыми первыми осветительными приборами, которые появились на Руси, принято считать масляные светильники, сделанные из глины. Они размещались на столах, либо подвешивались под потолок. Благодаря тому, что масло горело, осуществлялось освещение помещений. Правда жилые комнаты наполняли неприятный запах и смог.

Позднее появились подсвечники для свечей из воска. Их делали не только из дерева, но и из камня и даже из металла. Лучины использовали только бедные слои населения Древней Руси. В богатых домах со временем стали появляться бронзовые лампы, а также люстроны, представляющие собой многоярусные светильники, которые привозили купцы из заморских стран. Восковые свечи в те времена служили основным источником света.

До наших дней дошли два светильника домонгольского времени, которые были сделаны приблизительно в конце 12 века. Это керамические светильники, имеющие ладьевидную форму с носиком, где располагался фитиль. Такие светильники называли «петушками». Все первые светильники Древней Руси не могут, конечно, сравниться с современными моделями, однако в свое время они тоже хорошо справлялись с освещением помещений.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector