Декоративная подсветка памятников для чего

Освещение памятников как объектов архитектурного наследия

Люди или события, оставившие свой неизгладимый след в истории города, страны, мира, увековечиваются в виде картин, барельефов или памятников. Памятники дают объемное представление о людях или объектах, ставших участниками событий. Местом установки памятников являются городские площади, скверы, парки, дворы. В дневное время эти немалые по объему сооружения не остаются незамеченными, а вот в темное время суток при отсутствии надлежащей подсветки памятник «исчезает» из обзора. Внезапно выступая из темноты, он даже может стать причиной испуга. В целях поддержания памятников и объектов ландшафтной композиции в поле зрения людей в вечернее время, они нуждаются в качественной подсветке.

Для подсвечивания отдельных частей могут применяться дополнительные маломощные источники света

Сложность подсветки памятников заключается в рельефных линиях объектов, наличии большого количества выступов и углублений. Освещение должно обозначить не только контур памятника, но и его подробности, структуру, пластику. Освещение памятников снизу искажает восприятие, создает мрачную атмосферу и придаёт гротескность. Однако в отдельных случаях, при наличии дополнительной подсветки, вполне приемлемо использование данного метода освещения (например, именно такими методами пользуются при освещении зданий, построенных в готическом стиле, нередко украшенных горгульями). Но, в основном, памятники принято освещать верхним светом, мягко заливающим объект. Светильники и прожекторы располагаются на опорах или мачтах (в случае установки вдали) от зданий или на крыше близлежащего строения.

В связи с тем, что для освещения памятников должны применяться осветительные приборы, способные подчеркнуть мелкие детали памятника и не исказить его цветовое оформление, выбор источника света ограничивается металлогалогенными и светодиодными лампами. Для подсвечивания отдельных частей могут применяться дополнительные маломощные источники света. При освещении памятников иногда применяются светофильтры, делающие объект подсветки более естественным. Также возможно применение динамического света, обеспечивающегося светодиодными светильниками. Это еще более привлекает интерес жителей к объекту.

Светодиоды являются экологически чистым источником света, способным осуществлять свои функции в различных цветовых комбинациях

Светильники и прожекторы для освещения памятников должны соответствовать определенным требованиям и в первую очередь обеспечивать безопасность освещения. Необходимо учитывать то, что памятники расположены под открытым небом, и осветительные приборы подвергаются перепадам температур и воздействию дождя, снега, пыли. Поэтому они должны быть наделены определенной степенью конструктивной защиты. Степень защиты характеризуется показателем, обозначаемым IP. Для освещения памятников целесообразно соответствие степени IP53, IP54.

Наибольшее распространение при освещении памятников получили светильники с МГЛ как источником света, имеющим длительный ресурс работы, излучающим свет, приближенный к дневному, наделенным высокой световой отдачей. Световая эффективность данных ламп составляет 70-100 лм/Вт. Однако данный тип ламп начинает вытесняться светодиодными источниками света, срок службы которых в несколько раз превышает срок службы МГЛ и составляет до 50 000 часов. Светодиодные лампы или светильники (прожекторы) отличаются низким электропотреблением. Характеристики их работы не зависят от наружной температуры. Светодиоды являются экологически чистым источником света, способным осуществлять свои функции в различных цветовых комбинациях.

Источник

Архитектурное освещение – подсветка памятников культурного наследия

Люди во все времена старались увековечить людей или моменты, которые попали в историю, чтобы потомки могли в объёмной картинке увидеть и рассмотреть основные моменты и важные черты человека или же запечатлённого действия. Но если сравнивать архитектурную подсветку памятника и здания, то несомненно сложнее будет обыграть правильно памятник. Ведь памятник включает в себя достаточно много разных рельефных изгибов, выступов и углублений разного размера, поэтому дизайнеру нужно предусмотреть все эти моменты и передать точную пластику и структуру.

Основные типы архитектурной подсветки памятника

Современные дизайнеры активно используют несколько основных типов архитектурной подсветки памятника, способные подчеркнуть произведение искусства в ночное время и выделить основные преимущества.

Заливочное общее освещение можно создать при помощи прожекторов разного размера. При помощи такого архитектурного освещения получится передать общую целостность скульптуры, в основном такие светильники устанавливаются с нескольких сторон по периметру на высоких столбах. Сам объект получается достаточно ярким и привлекает внимание гостей и жителей города.

Читайте так же:  Освещение в гостинице виды светильников

Зональное освещение, ещё его могут называть локальным. С его помощью можно именно подчеркнуть пластичные изгибы памятника, выделить определённые зоны и при необходимости затемнить нужную часть всего объекта. В свою очередь, такой тип архитектурного освещения ещё делится на несколько подгрупп:

динамическое, где используются разные структуры и цветовые гаммы, чтобы создать подобие светомузыки. Используются в комплексе светодиодные ленты, светильники и прожектора, которые могут в нужное время менять свой цвет;

фоновое – что-то типа классической подсветки памятников, где основной свет падает на заднюю поверхность объекта, как бы создавая фон.

Контурное освещение для памятников используется редко, если конечно речь не идёт о старинных зданиях, признанных культурным наследием человечества. Благодаря контуру можно выделить разные элементы объекта, подчеркнуть изюминку строения уникального исторического фасада.

Архитектурное освещение памятников, какие выбрать светильники

Так как все памятники в основном располагаются под открытым небом, то выбирать светильники для архитектурного освещения необходимо с такими основными показателями, как:

высокий показатель герметичности, чтобы все швы были закрыты;

повышенная устойчивость к воздействию окружающие среды;

дополнительная защита от механических повреждений;

световой поток осветительного прибора должен быть не более 60 градусов, чтобы акцентировать внимание на одном объекте, не захватывая близлежащие здания;

высокая степень освещённости при минимальных затратах электроэнергии.

Важно обращать внимание и на форму самих осветительных приборов, ведь в архитектурном освещении важно, чтобы акцент остался именно на скульптуре и полностью передал смысл, задуманный творцом. Поэтому светильники должны быть неброскими, небольшого размера с мощным световым потоком.

Источник

Подсветка арт-объектов, скульптур и памятников

Подсветка арт-объектов, скульптур и памятников

Подсветка арт-объектов, скульптур и памятников

Освещение памятников, культурно-исторических монументальных конструкций и малых архитектурных форм — важная задача для архитекторов и дизайнеров. Подсветка делает арт-объекты доступными для посещения и осмотра даже в темное время суток.

С помощью правильного спроектированного и установленного света можно:

  • сделать акценты на форме и фактуре скульптур;
  • подчеркнуть их стилистические особенности;
  • дополнить уже созданный художником образ;
  • создать атмосферу, соответствующую типу памятника.

Поэтому создание концепции декоративного освещения для памятников и монументов требует индивидуального подхода.

Чтобы организовать освещение арт-объектов и скульптур, специалисты изучают проектную документацию и особенности ландшафта, соотносят элементы освещения с тематикой, формой и смыслом памятников. Необходимо создать атмосферу, комфортную для посетителей, чтобы посещение мемориалов и общественных мест, где располагаются скульптуры и памятники, было возможно не только в дневное, но и в вечернее время. Важно помнить, что подсветка арт-объектов — это не праздничное сияющее освещение, а только фон для самой скульптуры. Подсветка должна быть организована естественно и гармонично, чтобы не нарушать эстетическое восприятие монумента.

Световые решения. В основном дизайнеры и светотехники освещают лицевую сторону памятника. Для этого используется несколько светильников: основные, дающие до 85% заливающего света, и вспомогательные, позволяющие сделать акценты на особенностях архитектурной композиции.

Существует два классических приема освещения арт-объектов:

  • Равномерный, заливающий свет. Актуален для воссоздания естественного, «дневного» образа памятника в темное время суток;
  • Разнонаправленные световые лучи. Создают игру света и тени, подчеркивают особенности и форму монумента.

Эти приемы можно комбинировать между собой, а также дополнительно устанавливать малую встроенную подсветку. При этом еще до планирования светотехнического проекта необходимо учитывать особенности самой конструкции памятника, чтобы при монтаже светильников не повредить объект и не нарушить его общий вид. Иногда при проектировании арт-объекта архитекторы и скульпторы заранее предусматривают место для подсветки и подводят к скульптуре кабели освещения.

Цветовые решения. Сегодня рынок насыщен самыми разными вариантами светильников и ламп. Такое изобилие позволяет дизайнерам придавать световым лучам любые оттенки и реализовывать разнообразные цветовые композиции — дизайн-проект ограничивается лишь пожеланиями заказчика. Главное — не переборщить, потому что излишние свет и цвет могут отвлекать внимание посетителей от восприятия самой скульптуры и ее смысловой нагрузки. Например, свет ярких неоновых цветов неуместен для исторических памятников. И наоборот, тусклый белый свет неспособен в полной мере подчеркнуть архитектурные формы и стилистические особенности современных скульптур.

Декоративная подсветка — отличный способ преобразить скульптурные композиции. Но для разных объектов используются разные источники света. Оборудование должно быть подобрано исходя из практичности, особенностей работы и эксплуатации, эстетических соображений. Наиболее популярными видами осветительных приборов являются:

  • приборы направленного освещения;
  • линейные приборы;
  • приборы, обеспечивающие заливающий свет;
  • грунтовые приборы.
Читайте так же:  Светильники которые включаются при нажатии

Теперь разберемся с классификацией декоративной подсветки арт-объектов и малых архитектурных форм. Стоит помнить, что такая подсветка выполняет в первую очередь эстетическую функцию, акцентирует внимание на форме и особенностях скульптур, создает подходящий фон.

Тип подсветки Источник освещения Описание Применение
Акцентная Маломощные лампы, прожекторы с узким лучом. Свет располагают локально, чтобы выделить только некоторые зоны арт-объекта (или его лицевой плоскости). Подходит для освещения садовых скульптур и скульптурных композиций в зеленых, парковых зонах.
Фоновая Галогенные лампы с рассеянным светом. Свет также располагают локально. Такое освещение выделяет только одну или две стороны скульптуры. Этот прием заставляет зрителя рассматривать и освещенные участки, и весь объект в целом. Подходит для скульптурных комплексов и композиций.
Контурная Неоновые гирлянды и светодиодные ленты. Выделяются только общие, внешние контуры объекта. Подходит для освещения скульптур из проволоки и металлических скульптур.
Заливающая Прожекторы, обеспечивающие ровный свет, направленный снизу вверх. Подсвечивает скульптуру полностью, создает естественный, «дневной» образ объекта. Подсветка может менять цвета. Подходит для больших, значимых культурных памятников. Объект должен быть идеально спроектированным: при такой подсветке любые недостатки формы и фактуры сразу бросаются в глаза.
Динамическая Галогенные или светодиодные светильники. Можно комбинировать с любым типом подсветки. Световые лучи постоянно меняют цвет и яркость, перемещаются по плоскостям объекта. Подходит для арт-объектов, рядом с которыми устраиваются световые и музыкальные шоу.

Как мы уже упоминали, декоративная подсветка арт-объектов и современных скульптур включает некоторые аспекты, которые дизайнеры и светотехники обязательно учитывают при разработке общей концепции освещения:

  1. Световая аура. Мастерски созданный световой ореол может подчеркнуть художественные идеи, заложенные скульптором; создать вокруг арт-объекта атмосферу загадочности или вызвать у посетителей ощущение комфорта и уюта.
  2. Игра света и тени. Дизайнеры освещения могут комбинировать приемы освещения и затемнения определенных участков фигур. Такие комбинации преображают скульптуры в темное время суток и могут даже создавать новые теневые формы на фоне.
  3. Эстетический эффект. Арт-объекты и малые архитектурные формы с наступлением вечера могут выглядеть совершенно иначе и привлекать внимание людей даже больше, чем днем.
  4. Контражур. При организации контрового (заднего) света источники света располагаются позади фигуры. Светильники должны быть мощными и обеспечивать яркие и направленные световые лучи. Этот прием позволяет подчеркивать контуры скульптуры, что особенно интересно при работе с проволочными, ажурными или даже прозрачными конструкциями.
  5. Привлечение внимания. Жители мегаполисов гуляют и посещают общественные пространства даже ночью. Яркая, динамичная, сияющая подсветка малых архитектурных форм не останется незамеченной.
  6. Фотозона. Необычные, уникальные световые решения превратят арт-объекты в места для памятных фотографий, популярные у туристов и молодежи. Особенно актуальными для этой задачи будут неоновые лампы, создающие стильное и оригинальное освещение для фото.

В заключение скажем, что декоративная подсветка малых архитектурных форм и арт-объектов должна обладать некоторыми особенностями, обеспечивающими долгий срок службы и эффективную работу источников света.

  • Простое обслуживание. Монтаж и замена светильников не должны быть ресурсозатратными процессами;
  • Малое энергопотребление. Подсветка арт-объектов в экстерьере включена много часов в сутки, особенно в зимний сезон. При выборе источников освещения необходимо опираться на экономичное энергопотребление.
  • Автономия. Светодиодные светильники могут сами включаться с наступлением сумерек: этому способствуют датчики освещенности, которые легко встроить в конструкцию. Такие датчики можно запрограммировать в соответствии с требованиями заказчика.
  • Соответствие нормам безопасности. Во-первых, уличное освещение должно обладать классом защиты не ниже IP55 (или IP68 для размещения у водных объектов). Во-вторых, светильники не должны выделять излишнее тепло, недопустимо также размещение рядом с легкоплавкими материалами.
  • Свет не должен быть ослепляющим. Проект освещения должен предусматривать комфорт не только посетителей общественных мест, но и жителей близлежащих домов. Освещение не должно попадать в окна и отражаться бликами и может быть направлено только на сам арт-объект.

Современное светодиодное освещение отвечает всем требованиям и правилам освещения арт-объектов, скульптур и памятников. Выбор светодиодных светильников гарантирует экономию электроэнергии, низкую теплоотдачу, высокую мощность и регулируемые светоцветовые параметры.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector