Ангелы со светильником витали

Ангелы со светильником витали

Наружная скульптура

Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.

Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.

Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.

На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.

На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.

Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.

Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.

По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.

Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.

Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.

Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.

Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.

На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. Германом в 1839 году.

Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.

В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».

В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.

Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.

Источник

Джованни Витали. Он творил изящно, легко, свободно

15 лет своей жизни, лучших лет, он посвятил скульптурному оформлению Исаакиевского собора. Более 300 скульптур и барельефов выполнил мастер для этого грандиозного сооружения. Созданные им композиции фронтонов, убранство внутренних и наружных дверей, сводов и барабана главного купола до сих пор поражает и восхищает зрителей. За выполнение барельефов, украшающих Исаакиевский собор, Джованни Витали был представлен к ордену Святой Анны III степени.

Читайте так же:  История происхождения светильников из изолона

Русский итальянец

Казалось, что для маленького Джованни, родившегося 26 февраля 1794 года в семье итальянца Пьетро Витали, судьба предопределена. Ведь его отец, приехавший в Россию еще юношей, выполнял раоту лепщика и формовщика при Петербургской Академии художеств. С детства мальчик бывал с отцом в мастерских, общался с известными скульпторами и художниками. Именно Пьетро преподал сыну первые уроки скульптурной работы.

В 1810 году Агостино Трискорни, известный скульптор, открыл в Петербурге свою мастерскую. Оценив дарование юноши, мастер стал давать ему уроки. Параллельно Джованни обучался в скульптурном классе при Академии художеств.

Закончив обучение, Витали в 1818 году переехал в Москву, сильно пострадавшую при пожарах 1812 года. Над восстановлением общественных зданий, дворцов, особняков скульптор работал более 20 лет. Именно в Москве Витали познакомился и подружился с Карлом Брюлловым, который впоследствии помог другу получить большой заказ на оформление Исаакиевского собора. Многие именитые скульпторы в те годы стремились получить данный заказ, и Джованни оказался среди них. В 1841 году Иван Петрович Витали вернулся в Петербург.

15 лет жизни

За период с 1841 по 1855 годы мастер совместно с учениками изготовил порядка 300 статуй и барельефов, скульптурные композиции фронтонов, декор внутренних и наружных дверей, сводов и барабана основного купола. Среди многочисленных работ Витали скульптурные группы “Ангелы со светильником”, расположенные по углам аттика, а также на южном фронтоне — рельеф “Поклонение волхвов”, на западном — рельеф “Святой Исаакий Далматский”.

По личному заказу государя Николая I в год пятидесятилетия со дня гибели Павла I была отлита статуя императора. Монумент выполнен по модели Витали. Скульптуру установили перед Гатчинским дворцом, а ее копию — перед Павловским.

Прекрасная купальщица

В 1850 году Иван Петрович получает должность скульптора при Императорском Эрмитаже. Одной из самых известных и значимых работ мастера в те годы становится мраморная статуя Венеры. Критики отмечали тонкое изящество моделировки, умелую обработку мрамора, гармонию контуров. За это произведение скульптор удостоился ордена Святой Анны II степени.

В этот период, кроме статуи Венеры, Витали выполнил бюсты Великого князя Михаила Павловича и Карла Брюллова. Еще одна работа мастера — великолепное алтарное распятие в базилике святой Екатерины на Невском проспекте. Оригинал бесследно исчез в 1938 году после закрытия храма большевиками. Сейчас в базилике можно видеть копию, восстановленную по фотографиям.

Завершение жизненного пути

Творческий и жизненный путь мастера прервала тяжелая болезнь. Джованни Витали скончался 5 июля 1855 года в Петербурге. Незаконченными остались многие работы, в том числе, и оформление Исаакиевского собора. Похороны мастера состоялись на Волковском лютеранском кладбище. В 1936 году захоронение скульптора было перенесено в Александро-Невскую лавру.

Источник

Ангел на Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор является крупнейшим православным храмом города Санкт-Петербург. Церковь, строительство которой было закончено в 1858 году, возведена в стиле классицизма. Внешний вид постройки привлекает многих туристов и других гостей города.

Людей притягивает не только фасад культового сооружения, особую ценность несут удивительные скульптуры, украшающие здание. Около 350 различных фигурок реально заметить на храме, расположенном в самом сердце города. Композицию идеально завершает колоннада из 24 колон и утонченный интерьер внутри. Ангел на Исаакиевском соборе — это не обычный элемент декора, именно с ним связано огромное количество мифов и занимательных фактов.

Ангелы на Исаакиевском соборе (серебряный, со светильниками и на балюстраде)

Это здание украшено различными фигурами. Особого внимания заслуживает композиция из различных скульптур на балюстраде у главного купола. Пара десятков ангелочков занимают важное место в величественной постройке, практически с каждым из них связана особая история. Туристам сложно увидеть двадцать четыре статуэтки с близкого расстояния, так как они расположены очень высоко.

Архитектор И.Герман в 1838 году соорудил этих бронзовых ангелов, чтобы они искусно подчеркнули ровную и величественную форму купола. Каждая скульптура держит в руках разнообразные символы и атрибуты христианства. Прототипами для них стали античные статуи, расположенные в Академии Художеств.

Фасад Исаакиевского собора

Еще один скульптор Иван Витали соорудил для храма ряд ангелов со светильниками. В каждой из четырёх композиций изображено два коленопреклонённых ангелочка. Один из них прикасается своей рукой к светильнику, а второй возложил пальцы в жесте молитвы. Размер одной фигуры приравнивается 3,7 метрам.

Процесс изготовления происходил при помощи комбинированной техники. Элементы скульптуры, требующие сложной детализации (голова, руки) автор сумел выполнить при помощи гальванопластики, а остальные детали сделаны из меди.

Читайте так же:  Не работает светильник выход

На заметку. Настоящим венцом храма является серебряный ангел, держащий в руках чашу с благородным напитком.

История появления, что делают, предназначение

История появления фигурок на здании тесно переплетена с процессом создания культового сооружения. Фундамент будущего храма рабочие соорудили в далеком 1818 году. Процесс строительства затягивался, конечный результат работы тридцати лучших архитекторов страны получилось увидеть только в 1841 году. Последующие 17 лет были потрачены на отделку, которую нужно делать предельно аккуратно. Покровителем храма выбрали святого Исаакия.

Параллельно со строительством основного здания создавались фигурки, что в скором времени должны занять законное место на фасаде. Авторы сумели исполнить не только ангелов. Любой желающий может увидеть статуи святой Девы Марии, Иосифа, нескольких волхвов, воинов и других людей из Библии.

На северном фасаде реально заметить статую Иисуса Христа, восставшего из мертвых. Рядом с ним стоят верные ангелы, удивленные женщины и перепуганные стражники. В западной части здания изображен евангелист, за спиной которого находится ангел-защитник. Предназначение у каждой скульптуры свое, так как определяющее значение зависит от конкретной композиции.

Что означают и символизируют

Серебряный ангел, виднеющийся на вершине Исаакиевского собора, входит в перечень главных хранителей города. Его золотой и бронзовый собратья (возведенные на Петропавловском соборе и Александровской колонне соответственно) признаны тремя защитниками Санкт-Петербурга. Только вместе они будут олицетворять благодать.

Обратите внимание! Слово «Ангел» означает термин «вестник». Существа, которые издавна считались посланниками Бога, призваны выполнять свои прямые обязанности — олицетворять истину в человеческом мире. Они не способны лгать или искажать факты.

Ангел на Исаакиевском соборе

Предки часто поклонялись ангелам, ведь главная функция и миссия божественных созданий заключалась в защите семейств простых людей. Ангельский след можно увидеть не только на Исаакиевском соборе, подобные статуэтки сосредоточены по всему Питеру (в маленьких костелах, церквях и даже на фасадах обычных зданий).

Мифы и интересные факты, окружающие скульптуры

Существует огромное количество мифов и фактов, касающихся ангелов на Исаакиевском соборе.

Ангелы — это прототипы членов династии Романовых

Популярной является легенда о том, что лица ангелов срисованы с членов царской семьи. Хоть о большом сходстве всех скульптур говорить нельзя, так как их огромное количество, определенная схожесть в некоторых фигурах заметить все же можно.

Огромная тяжесть

При возведении ангелов на законное место постоянно возникали проблемы, так как каменные блоки являлись очень тяжелыми, их нельзя было повредить. Какой вес одной фигуры, определить сложно, потому что скульптуры разнятся. Большинство из них весят около тонны.

Материал

Львиная доля статуй исполнена при помощи бронзы, также не последнюю роль занимало серебро (в некоторых случаях скульпторы ограничивались тем, что просто решали посеребрить некоторые участки ангела). Колонны выполнены из гранита, а для облицовки использовали мрамор.

Реставрационные работы

Несколько лет назад большинство ангелов было реставрировано. Многие эксперты боялись, что некоторые фигурки могут рассыпаться из-за старости. Восстановление удалось закончить успешно и за короткий срок.

От чего защищают

Санкт-Петербург по праву считается городом, живущим под покровительством ангелов. Согласно многим поверьям, посланники Бога способны защищать людей и обозначать небесное начало. Фигурки являются оберегом от:

  • разнообразных напастей;
  • болезней и сглаза;
  • дурных слов и обмана;
  • стихийных бедствий.

Скульптура ангелов со светильником

Ангелы на Исаакиевском соборе разные. Один – держит крест, второй – защищает людей, а третий – наблюдает за всем происходящим. Каждая скульптура может значить только то, о чем человек думает. Сколько людей, столько и мнений на этот счет. Эксперты приходят к общему выводу, что ангелы призваны быть надежными помощниками людей.

Посещение и экскурсии

Исаакиевский собор — это место государственного значения. Церковь, которая по совместительству является музеем-памятником, удивляет не только своей красотой. Более детально о храме можно узнать, если самостоятельно посетить его. Ежедневные богослужения проходят ради прихожан. Зайти в здание культового сооружения реально совершенно бесплатно.

Также здесь регулярно проводятся популярные экскурсии. Записаться на них очень просто, достаточно зайти на официальный сайт собора и узнать контактную информацию. В рамках рассказа экскурсовод ответит на все вопросы туриста, ознакомит с элементами фасада и покажет интерьер постройки.

Исаакиевский собор является одним из самых красивых зданий не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Его настоящим украшением является большое количество скульптур, имеющих определенное значение. Ангелы занимают особое место в композиции. Они считаются настоящими защитниками города, способны обозначить и символизировать мир, добро, а также благословение.

Источник

Оцените статью
Охраны в доме нет
Adblock
detector